Хотите освоить какой-то навык, а затем быстро закрепить его? Новое исследование ученых из Брауновского университета в США, в ходе которого люди выполняли задания по зрительному восприятию, позволило прийти к выводу, что обучение целесообразно продолжать в течение некоторого времени после того, как кажется, что уже невозможно достичь большего. Такая «автоматизация навыка» закрепляет достигнутые результаты, согласно выводам авторов статьи в Nature Neuroscience, где они описывают этот эффект и лежащие в его основе нейрофизиологические закономерности.

Подпись к изображению: «Отлично! Повторим еще раз» — новое исследование позволило прийти к выводу, что закрепление нового навыка в течение некоторого времени после достижения «точки мастерства» помогает защитить его от «вмешательства»
overlearn

Актеры, заучивающие текст роли, музыканты, изучающие новую партитуру, а также педагоги, стремящиеся передать ученикам ключевые факты, отмечают, что знание должно «утонуть» в сознании, то есть закрепиться как можно глубже. Как и предыдущие, новое исследование показывает, что когда люди осваивают новую задачу, а вскоре после этого изучают нечто схожее, новый объект изучения часто «вмешивается» и подрывает достигнутое ранее мастерство в выполнении первой задачи.

В ходе исследования ученым удалось выяснить, что «автоматизация навыка» защищает его от подобных помех, закрепляя достигнутый результат столь прочно и быстро, что возникает другой вид помех. В течение некоторого времени автоматизация первого навыка препятствует эффективному освоению новой задачи. Способность к обучению словно блокируется ради сохранения достигнутого мастерства. Ученые обнаружили, что механизм, лежащий в основе этого эффекта, по-видимому, представляет собой сдвиг баланса двух нейромедиаторов, которые контролируют нейронную гибкость или «пластичность» в том участке мозга, который был задействован в обучении.

«Полученные результаты свидетельствуют о том, что краткий период «автоматизации навыка» резко меняет пластичное и нестабильное состояние полученного навыка на сверхстабильное, которое провоцирует сопротивление или даже полностью срывает попытку обучиться чему-то новому», — утверждает группа исследователей во главе с профессором когнитивной лингвистики и психологии Брауновского университета Такео Ватанабе.

Указанные выводы были сделаны на основании нескольких экспериментов, в ходе которых 183 волонтера получили задачу определить, какое из двух последовательно представленных им изображений являло собой определенный узор, а какое – просто неструктурированный визуальный шум. После восьми раундов обучения, которое длилось всего 20 минут, первые 60 участников, казалось, освоили эту задачу.

Затем исследователи сформировали две новые группы добровольцев. После предварительного тестирования первая группа выполняла задание из восьми блоков, затем отдыхала в течение 30 минут и вновь приступала к обучению новой схожей задаче из 8 блоков. На следующий день они прошли проверку по обоим заданиям, чтобы оценить эффективность обучения. Другая группа делала то же самое, за исключением того, что им предлагалась дополнительная «автоматизация навыков» по первой задаче в рамках 16 блоков обучения.

В ходе тестирования на следующий день первая группа проявила себя довольно слабо при выполнении первой задачи, по сравнению с предварительным тестом, однако, показала существенный прогресс по второй задаче. В то же время вторая  группа показала высокие результаты по первой задаче, но не смогла продемонстрировать никакого существенного улучшения по второй. Как и ожидалось, у первой  группы полученные на первой задаче навыки подверглись «вмешательству» со стороны второй задачи, а в случае со второй группой этого не произошло.

Хотя описанное исследование было сфокусировано на выполнении визуальных задач, профессор Ватанабе заявил, что уверен в том, что этот эффект будет иметь место и в других видах обучения, например при освоении моторных навыков, где такой феномен как «вмешательство» проявляется аналогичным образом.

Если последующие исследования подтвердят, что эффект «автоматизации  навыков» действительно характерен для обучения в целом, это будет означать, что ученым удалось найти важное решение, способствующее оптимизации процесса обучения:

  • «автоматизация» может быть целесообразной для быстрого закрепления навыка, но следует помнить о том, что она может воспрепятствовать дальнейшему обучению, если его необходимо продолжить без определенного перерыва;
  •  без «автоматизации навыка» не следует сразу после освоения первой задачи пытаться изучать нечто подобное, поскольку существует риск, что второй этап обучения подорвет результаты первого.

Если у вас достаточно времени, то вы можете освоить обе задачи, избежав «вмешательства», но для этого необходимо иметь несколько часов перерыва между двумя периодами обучения.

«В случае, если вы хотите изучить что-то особенно важное, «автоматизация навыка является хорошим способом,  – говорит Ватанабе, – поскольку применяя этот прием, вы можете увеличить вероятность того, что полученный навык или знание не забудутся».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *