Китай проводит испытания первого турбинного двигателя комбинированного цикла (ТВСС) собственного производства. Проверка долговечности и надежности двигателя проходит на заводе, принадлежащем Китайской корпорации авиационной промышленности (AVIC). Двигателем предполагается оснастить новые гиперзвуковые дроны, а также новые модели истребителей Народно-освободительной армии КНР.
Как сообщили представители авиационно-промышленной компании «Чэнду», входящей в AVIC, разработкой двигателя занимается та же команда конструкторов, которая ранее занималась созданием истребителей J-20 и J-10.
Подпись к изображению: Китайский дрон «Винлун-2». КНР планирует оснастить свои новые дроны сверхсовременными двигателями с турбинным комбинированным циклом
В корпусе ТВСС объединены турбореактивный и прямоточный воздушно-реактивный двигатели, сочетание которых сможет идеально решить задачу разгона от дозвуковых скоростей к гиперзвуковым. Согласно Global Times, двигатель такого типа позволит самолету развивать скорость до 6 чисел Маха, то есть в 6 раз превысить скорость звука.
Предельная скорость, до которой способен разгонять летательный аппарат турбореактивный двигатель, равняется 2, 2 числам Маха. Прямоточный двигатель стабильно работает при скоростях выше 3 чисел Маха, позволяя летательному аппарату разгоняться до 6. В двигателе комбинированного турбинного цикла эти два источника энергии совмещены таким образом, что при низких скоростях используется турбореактивная энергия, а на сверхзвуковых и гиперзвуковых — прямоточная воздушно-реактивная часть двигателя.
Изначально комбинированные двигатели ТВСС разрабатывались для гиперзвуковых крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов, включая разведывательные и бомбардировочные дроны. По словам военно-воздушного эксперта, приведенным Global Times, организм пилота не сможет вынести длительного полета на такой сверхвысокой скорости. Также в газете отмечается, что ракеты, работающие на двигателях комбинированного турбинного цикла, практически невозможно перехватить.
Хотя китайские истребители, снабженные двигателем нового типа, вряд ли будут летать на скорости, в 6 раз превышающей звуковую, эта супертехнология обещает превосходство в воздушных схватках, так как обеспечивает более быстрый разгон и делает летательный аппарат более маневренным.
На протяжении последних лет американский оружейный гигант Lockheed Martin также ведет разработку беспилотные аппараты SR-72 с двигателями комбинированного цикла и максимальной скоростью полета 6 чисел Маха. По данным сайта Министерства обороны США airforce-technology.com первый полет SR-72 запланирован на 2023 год, а введены в строй гиперзвуковые беспилотники будут в 2030.
SR-72 является преемником самого скоростного пилотируемого летательного аппарата в истории — SR-71 Blackbird, сверхзвукового самолета-разведчика времен Холодной войны, снятого с вооружения американских ВВС в 1998 году. Хотя информация о его предельной скорости остается закрытой, технические эксперты оценивают ее в 3,2 числа Маха. Ожидается, что новый SR-72, оснащенный гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, сможет развивать скорость вдвое большую, чем у его предшественника.