Как и следовало ожидать, эволюция «умных устройств» (то есть тех, которые нарушают право человека на личную жизнь, передавая конфиденциальные данные) не обошла стороной автомобильную индустрию. Разумеется, это означает, что машины в скором времени начнут собирать информацию о водителях.
Как отмечается в недавнем материале Reuters, в этом году на Международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе некоторые стартапы намерены продемонстрировать автопроизводителям технологии, которые собирают данные о водителях – разумеется, исключительно в целях повышения безопасности. Как же иначе.
К подобным устройствам относятся, например, транспортные средства, которые сигнализируют о повышенной сонливости водителя или непристёгнутых ремнях безопасности. Такое программное обеспечение преподносится как способ усиления мер предосторожности и уменьшения рассеянности при вождении. Очевидно, что чем более продвинутыми средствами мониторинга оснащён автомобиль, тем больше у него возможностей помочь водителю восстановить контроль над ситуацией в случае необходимости.
Для полноценного внедрения систем автоматического вождения в США потребуются годы, но технология встроенных автомобильных датчиков станет важной частью этого активно развивающегося сегмента. Подразумевается также наличие систем искусственного интеллекта и камер наблюдения.
В настоящее время камерами внутреннего наблюдения оснащены немногие автомобили – например, Tesla, а также некоторые модели Mazda и Subaru. Данные с камер пропускаются через программное обеспечение для распознавания изображений, чтобы попытаться определить, сосредоточен ли водитель, не увлечён ли он своим мобильным телефоном, не засыпает ли.
В числе тех, кто выступает на первый план в этой сфере можно назвать израильские компании Guardian Optical Technologies и eyeSight Technologies, а также Eyeris Technologies Inc из Силиконовой долины и шведскую Smart Eye AB. Некоторые из них уже подписали производственные соглашения, которые будут реализовываться после 2020 года.
«Нет сомнений, что эта область бурно развивается», – уверен основатель и руководитель Eyeris Модар Алауи.
«Автопроизводители хотят получить то, что либо поможет продать их продукцию, либо предписано регулирующими структурами», – полагает руководитель Guardian Optical Джил Дотан.
Надо отметить, контролирующие органы признали такие средства, как отслеживание движений глаз. Это основной тип технологий, которые позволяют определить, не уснул ли водитель. В рамках европейской программы оценки безопасности автомобилей Euro NCAP даже было внесено предложение, чтобы автомобили, оснащённые средствами контроля состояния водителя, получили право на более высокий класс безопасности.
Однако не приходится сомневаться, что в первую очередь компании волнуют возможности получения прибыли, которые открываются благодаря данным, собираемым посредством этих технологий. Например, можно создавать индивидуальные условия для автолюбителей и повышать наценки.
«Установка камер имеет целью вовсе не контроль за внимательностью водителя, а получение возникающих при этом преимуществ, – подтверждает руководитель автомобильных исследований в Gartner Майк Рэмси. – Не сомневаюсь, что компании, стремящиеся монетизировать получаемые от автомобиля с сетевыми возможностями данные, уже изучают способы использования технологии отслеживания движения глаз».
Но учитывая, что сбор информации такими компаниями, как Facebook, Apple и Google, вызвал всплеск негативных эмоций и бурные обсуждения, остаётся неясным, захотят ли сами водители использовать подобные технологии.
Так, Равив Меламед, руководитель специализирующейся на 3D-визуализации компании Vayyar, до сих пор считает, что автомобиль – это личное пространство. «Люди чувствуют себя как дома и поступают соответствующим образом! Очевидно, камера никому не нужна», – полагает он.