Из-за важности вопроса присвоения высшим учебным заведениям высокого рейтинга на международном рынке образования инвестиции в высшее образование и исследования находят свое отражение в политической и законодательной повестке дня во многих странах мира, в том числе и в России. Получить подробную нормативно-правовую информацию в сфере российского образования и науки можно здесь.
Раньше российская система высшего образования развивалась на основе европейской модели, которая предусматривает, что обучение студентов в университетах должно давать им стандартный набор навыков для трудовых ресурсов, и степень профессиональной квалификации они получают по окончании учебного заведения. Однако, полученные навыки не всегда имели отношение к реальным потребностям рынка рабочей силы. Поэтому в конечном итоге выбор был остановлен на американской модели высшего образования, где студенты могут сами выбирать предметы и конкретные направления учебы. Это было реализовано с той целью, чтобы российские выпускники ВУЗов могли конкурировать на международных рынках и оставаться востребованными в условиях быстрого экономического и технологического развития.
В 2013 году президентом Владимиром Путиным был инициирован проект 5-100 как метод повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов на мировом рынке высшего образования. Цель этой инициативы состоит в том, чтобы к 2020 году пять российских университетов вошли в сотню лучших в мировом рейтинге университетов. Эта программа направлена не только на улучшении университетского образования, но и на расширение набора зарубежных абитуриентов, в частности из стран Азии и Африки.
Рейтинги университетов можно рассматривать как одно из средств, позволяющих таким странам, как Россия, представлять свою страну на глобальном рынке образования. Рейтинги стали важным инструментом для правительственных организаций в определении путей развития глобальной экономики.