Краеугольным камнем воспитания детей является заповедь: «Не лги!». Но недавнее исследование, проведённое под эгидой Университета Торонто международной группой учёных из США, Китая и Сингапура, предполагает, что обучение лжи может принести когнитивные преимущества.

Профессор Института исследований в области образования Онтарио Кан Ли и его соавторы основывают свои выводы на эксперименте, в котором они попросили 42 детей дошкольного возраста в Китае — которые не проявляли начальных способностей ко лжи — поиграть в так называемые «прятки».

О пользе вранья с младых лет

Дети со средним возрастом около 40 месяцев были разделены на две группы с равным числом мальчиков и девочек в них. В течение четырёх дней они играли в игру, в которой прятали сладости, например, попкорн, от взрослого в одной из рук. Взрослый должен был выбрать ту руку, на которую показывал ребёнок.

Если ребенок успешно обманывал взрослого, он оставлял сладость себе, и они продолжали игру. Экспериментальную группу детей научили как лгать, чтобы выигрывать, в то время как контрольная группа этому обучена не была.

В стандартизированных тестах, используемых для измерения исполнительной функции, включая самоконтроль и «теорию разума» — способность понимать намерения и умение убеждать другого человека — дети, которых научили обману, показали превосходство над контрольной группой.

«Всего лишь за несколько дней обучения маленькие дети быстро научились обманывать и получили непосредственные когнитивные выгоды от этого», — пишут исследователи в своей статье.

«В более общем плане, — добавляют авторы, — эти результаты подтверждают идею о том, что даже кажущееся негативное социальное поведение человека может принести когнитивные выгоды, когда такое поведение требует преследования целей, решения проблем, отслеживания психического состояния и восприятия перспективы».

Ли изучает, как и почему дети лгут, более двух десятилетий, но он и его соавторы говорят, что эта статья является «первым доказательством того, что навыки к обману причинно повышает когнитивные способности у маленьких детей».

Означает ли это, что родители должны забыть вековую мудрость и на самом деле учить своих детей лгать? Не совсем так.

«Я не думаю, что это была бы хорошая идея, — говорит Ли, — но неплохо дать им возможность играть в такие игры с элементами обмана».

Ранее было установлено, что дети становятся способными ко лжи, прежде чем им исполнится семь лет (а некоторые уже и в два года!).

Учёный считает умение лгать нормальной составляющей взросления, и чем раньше человек научится обманывать, тем лучше.

«Во всяком случае два навыка, важные для лжи (самоконтроль и разум) — это фундаментальные познавательные способности, которые люди должны иметь, чтобы выжить в обществе», — говорит профессор Кан Ли.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *