Большинство работающих в США проводят большую часть рабочего дня сидя и не получают достаточной физической нагрузки, что подвергает их риску различных хронических заболеваний — от диабета до рака.
Как же мотивировать людей подняться и заняться физкультурой? Группа исследователей в Университете Айовы предложила решение — превратить упражнения в игру. С этой целью преподаватели и студенты создали онлайн игру, доступную владельцам смартфона и фитнес-трекера Fitbit.
Ведущие исследователи, профессор факультета физиологии и здоровья человека Лукас Карр, и профессор факультета терапии Филип Полгрин, объявили о получении обнадёживающих результатов.
«В сущности мы обнаружили, что люди, сразу воспользовавшиеся игрой, увеличили число шагов на 2 тысячи 200 в день, что составляет примерно одну милю, — рассказывает Карр. — Это статистически значимо. А ещё это имеет клиническую важность».
Игра под названием «MapTrek» была разработана исследовательской группой вычислительной эпидемиологии (CompEpi).
Профессор Полгрин сообщил, что его исследование включает разработку новых подходов к мониторингу заболеваний. Это исследование развилось в направлении создания методов коррекции. MapTrek — пример такой коррекции.
Группа «CompEpi» получила грант от Центра по исследованию диабета при Университете Айовы на разработку и тестирование платформы, способной отслеживать активность больных диабетом и имеющих предрасположенность к этой болезни. Также платформа рассылает пациентам текстовые сообщения, поощряя их устанавливать для себя как цель ежедневную норму упражнений.
«Наши результаты показали, что только постановка целей сама по себе недостаточна, — говорит Полгрин. — Поэтому мы решили создать игру, бросающую вызов, и сделать эту игру социальной — результатом стала MapTrek».
Вот как работает MapTrek: пользователи синхронизируют данные акселерометров — в данном случае, это были фитнес-трекеры Fitbit — с сетевой игрой MapTrek. Используя сервис «карты Гугл» (Google Maps), MapTrek передвигает виртуального аватара на карте пропорционально числу шагов, сделанных участником. Участники исследования соревновались друг с другом в выполнении еженедельных пешеходных заданий.
«На карте можно видеть, где вы находитесь, — говорит Карр. — Каждую неделю гонка переносится в другой регион мира — Аппалачи, или Гранд-Каньон».
Используя функцию осмотра улиц (Google Street View), участники могут увидеть в реальном времени своё местоположение, превращая игру в виртуальную прогулку или гонку по разным локациям. Ещё MapTrek рассылает ежедневные текстовые сообщения — поощрительные, или напоминающие о ношении трекера Fitbit. Также пользователи могли выполнять ежедневные дополнительные задачи и заработать бонусные шаги.
«Мы постарались сделать это действительно увлекательным. Мы хотим, чтобы люди носили Fitbit и участвовали в этих играх».
Участники исследования — 146 офисных служащих в возрасте 21-65 лет, которые оценили, что 75% рабочего времени они проводят сидя — были поделены на две группы. Все участники получили трекеры Fitbit, но только одна группа использовала трекеры совместно с игрой MapTrek. Уровень их активности отслеживался монитором активности трекера.
По словам Карра, Fitbit был выбран из-за его популярности и доступности технической информации. Проводятся опыты по использованию других фитнес-мониторов, но сейчас MapTrek работает только с Fitbit.
За десяти недель исследователи выяснилось, что группа с Fitbit и MapTrek за день проходила на 2092 шага больше и показывала на 11 активных минут больше, чем группа, снабжённая только Fitbit. Активная минута — в течение которой участник сделал более ста шагов.
«Если человек способен выполнять ежедневно более 2000 шагов сверх нормы, это может привести к клинически значимому общему улучшению состояния здоровья, — говорит Карр. — Также это связано со снижением на 10% случаев сердечнососудистых заболеваний в долгосрочной перспективе».
Группа с Fitbit и MapTrek не смогла поддерживать максимальную активность все 10 недель исследования. Всё же они выполнили в среднем больше шагов чем группа, снабжённая только Fitbit. В конце концов, группа MapTrek вернулась в своим физическим показателям, предшествовавшим эксперименту.
«На протяжении 10-и недель прирост активности снижался, и концу исследования обе группы выглядели одинаково, — говорит Полгрин. — Но нас обнадёживает большой изначальный рост числа сделанных за день шагов, и сейчас мы ищем пути развития игры, приводящие к более длительным изменениям в поведении».
Полгрин отметил, что игра MapTrek, основанная на оригинальной работе группы CompEpi с пациентами с высоким риском заболевания диабетом, теперь также используется в исследовании Национального института здоровья, где проверяется эффективность MapTrek с пациентами, подверженными диабету.
Карр говорит о предстоящих дополнительных исследований среди офисных служащих, но внимание исследователей также обращено и на пациентов клиник, включая проходящих реабилитацию после сердечных приступов, и больных хронической обструктивной пневмонией.