Выросший в бедности в аграрных районах Восточного нагорья Зимбабве, Муса Муранду привык к тому, что, когда он, падая, разбивал себе коленки и локти, в его раны и порезы втирали соль для их быстрого заживления. Однако, позднее, когда у его отца появилось достаточно денег, семья начала покупать то, что в таких случаях причиняло мальчишке гораздо меньше боли, чем соль — это сахар.
Муранду всегда замечал, что сахар способствует быстрому заживлению ран. Поэтому он был удивлен, когда, будучи нанятым для работы в Великобритании в качестве санитара в 1997 году, обнаружил, что там вообще не использовали сахар в медицинских целях. Он решил попытаться это изменить.
Теперь, к идее Муранду, наконец, начали относиться всерьез. Доцент кафедры по уходу за взрослыми пациентами в Университете Вулвергемптона Муранду провел начальное экспериментальное исследование, посвященное применению сахара для заживления ран и получил за свою работу награду от журнала Wound Care («Лечение ран») в марте 2018.
В некоторых частях мира этот метод лечения является основным, потому что люди не могут позволить себе купить антибиотики. Но это вызывает интерес у специалистов и в других странах, так как у некоторых пациентов инфекции в ранах перестали реагировать на антибиотики.
Муранду говорит, что для лечения надо насыпать немного сахару на рану и сверху положить повязку. Гранулы впитывают любую влагу, в которой могут размножаться бактерии, а без них раны заживают быстрее.
Доказательства для всего этого были получены в ходе экспериментов, проведенных Муранду в лаборатории. Несмотря на это, ему предстоит трудная битва. Финансирование дальнейших исследований поможет ему достичь конечной цели — убедить экспертов системы здравоохранения в том, что сахар можно использовать в качестве альтернативы антибиотикам. Дело в том, что многие медицинские исследования финансируются фармацевтическими компаниями. И очень мало шансов получить от них гранты на исследования того, что они не смогут запатентовать.
Сахар, который использовал Муранду, это обычный гранулированный сахар, который можно добавлять в чай. В ходе исследования он обнаружил, что нет никакой разницы между использованием тростникового или свекольного сахара. Однако, нерафинированный тростниковый сахар Демерара оказался не столь эффективным.
Исследование показало, что штаммы бактерий продолжали размножаться при низких концентрациях сахара, но полностью подавлялись при более высоких концентрациях. Муранду начал собирать свидетельства в Зимбабве, Ботсване и Лесото (где он впервые обучался фельдшерскому делу).
«У одной женщины в Хараре уже собирались ампутировать ногу, когда мне позвонил мой племянник, — говорит Муранду. — У нее на ноге была ужасная рана в течение пяти лет, и доктор решил ампутировать конечность. Я сказал ей, что надо промыть рану, нанести сахар, оставить его на какое-то время и потом повторить процедуру. Это помогло женщине сохранить ногу».
Это, по его словам, является одним из примеров того, почему так много интереса вызывает этот метод, особенно в странах, где люди не могут позволить себе использовать антибиотики.
В то время как Муранду продолжает свои исследования, ветеринар из США Морин Макмикл использовала подобный метод в течение многих лет для лечения животных.
Макмилл, работающая в больнице ветеринарной школы Университета штата Иллинойс, впервые начала использовать сахар и мед для лечения ран у домашних животных еще в 2002 году. Она сказала, что ее привлекало сочетание простоты и низкой стоимости, особенно для лечения питомцев владельцев, которые не могли позволить себе обычные средства.
Помимо того, что сахар дешевле, у него есть еще одно преимущество: мы используем все больше и больше антибиотиков, к которым у бактерий вырабатывается устойчивость.
Этот древний метод широко используется многими бедняками в развивающихся странах, но Муранду только в Великобритании понял, какое значение может иметь сахар в медицине. Он видит перспективы сочетания народных знаний с современными исследованиями.