Что если бы мы могли улучшить свои умственные способности и продуктивность с помощью прямой стимуляции определённых участков мозга? Это пыталась выяснить группа исследователей Бостонского университета (БУ), и они создали экспериментальную методику, способную изменить то, как вы думаете.
Воздействие на требуемую долю мозга
Группа исследователей БУ изучала возможность человека усилить способность к обучению и управлению своим поведением, воздействуя на мозг. Ученый Роберт Райнхарт применил новый способ стимуляции мозга, названный «высокоточная транскраниальная стимуляция переменным током», чтобы «зарядить» две области мозга, связанные со способностью к обучению.
«Если вы делаете ошибку, эта область возбуждается. Если я скажу, что вы ошиблись эта область также возбудится. Если вы чему-то удивитесь — опять сработает эта область», — пишет Райнхарт в пресс-релизе, имея ввиду медиальный фронтальный кортекс, который он называет «тревожный звонок мозга».
Райнхарт с коллегами обнаружили, что воздействие на эту область мозга, также как и на латеральную префронтальную кору, изменяет то, как человек обучается. «Это, возможно, две наиболее фундаментальные области мозга, связанные с исполнительной функцией и самоконтролем», — добавил он.
В исследовании, опубликованном в журнале «Труды Национальной Академии Наук», группа Райнхарта описывает как стимуляцией переменным током быстро и обратимо повышать и понижать исполнительную функцию здорового человека, вызывая изменения в поведении.
Зарядка ума
Команда Райнхарта провела опыт с 30-ю участниками, при этом стимуляция проводилась через электроды в мягкой шапочке. Задача была проста: каждый испытуемый должен был нажимать на кнопку с интервалом 1.7 секунды. В первых трёх сериях опытов, исследователи либо усиливали синхронность между двумя долями мозга, связанными с обучением, либо нарушали эту синхронность, либо не делали ничего.
Активность мозга испытуемых отслеживалась энцефалографом, при этом были получены статистически значимые результаты. Когда волны мозга усиливали, испытуемые обучались быстрее и делали меньше ошибок, которые они сразу же исправляли. Когда же синхронность волн нарушались, ошибок становилось больше, а обучение проходило медленнее.
Более удивительное произошло, когда 30 новых участников подверглись видоизменённому опыту. Они начинали с временно нарушенной синхронностью долей мозга, и получали стимуляцию в середине выполнения. При этом синхронность мозговой активности и обучаемость быстро восстановились. «Мы были поражены результатами, и тем, как быстро может быть обращён эффект стимуляции», — сказал Райнхарт.
Хотя их исследование далеко не завершено, учёные Бостонского университета стали первыми, кто идентифицировал и исследовал, как общаются миллионы клеток в медиальной лобной коре и латеральной префронтальной коре, посредством низкочастотных мозговых волн. «Это исследование более научно обоснованное, более точное, чем выполненные ранее», — сказал Давид Сомерс, профессор психологии в БУ, не принимавший участия в исследовании.
Важный вопрос, по мнению Сомерса, заключается в том, насколько далеко мы можем продвинуться с помощью такой технологии. Кто бы не захотел увеличить производительность своего мозга? Это давало бы такой же эффект, как ноотропы — «таблетки для ума», но потенциально без побочных эффектов, так как мозг стимулируется непосредственно. Такая технология кардинально изменила бы ситуацию, но, как и с «умными таблетками», возникает вопрос — кто будет иметь к ней доступ.
«Кто бы не захотел увеличить производительность своего мозга?»
Я бы не хотел, мне хватает. А ходить с батарейкой в башке не понятно для чего …
Это невероятно интересно! Ученые действительно нашли способ, как сделать наше мышление гибче и эффективнее. Представляете, с помощью стимуляции мозга можно улучшить память и творческие способности? Это открывает огромные возможности для развития! Технологии идут вперёд, и, возможно, в будущем мы сможем учиться и адаптироваться к новым условиям гораздо легче.