У пенсионеров может уйти больше времени, чтобы решить кроссворд, чем у их детей, но зато у них останется гораздо меньше незаполненных клеток. Обозреватель Вивиан Рихтер рассказывает об исследовании, которое подтверждает наличие особенностей в развитии интеллекта в разные периоды жизни.

Older Caucasian solving crossword puzzle on balcony

Человеческий интеллект настроен на достижение пиков различных способностей на разных этапах жизни — и при этом оказывается, что мозг сохраняет некоторые положительные достижения золотой поры, обнаружили американские учёные.

Долго считалось, что способность быстро соображать и вспоминать информацию, известная как «подвижность интеллекта», достигает пика своего развития в возрасте где-то около 20 лет, а затем медленно и безжалостно угасает.

Но оказалось, что картина более сложная.

Исследователи из Массачусетского технологического института собрали данные результатов тестов на интеллект и память более чем у 48 тысяч человек, где оценивалось около 30 аспектов интеллекта, в том числе запоминание цифр, визуальный поиск и решение головоломок.

«Мы сделали картографирование для выявления максимумов когнитивных способностей и увидели, что пики в развитии разных способностей не совпадали. Они были разбросаны по времени», — пишет соавтор исследования Джошуа Хартшорн.

Если скорость обработки информации достигает своего максимума примерно после окончания средней школы, то кратковременная память улучшается до 25 лет и не снижается до 35 лет.

Согласно данным, способность оценивать эмоциональные состояния других людей развивается до своего пика в 40-50 лет. А самые лучшие показатели словарного интеллекта были продемонстрированы участниками в возрасте 60 лет или даже после 70.

«В любом возрасте вы можете делать некоторые вещи лучше, в то время как другие получаются хуже; при этом отдельные способности сохраняются на определённом уровне», — объясняет Хартшорн.

«Нет какого-то одного возраста, на который приходится пик всех способностей, скорее, лишь некоторых из них».

Учёные связывают поздний интеллектуальный расцвет с лучшим уровнем сегодняшнего образования, большим количеством рабочих мест, где требуется чтение, и более активной интеллектуальной стимуляцией у пожилых людей.

Как мозг перенастраивает интеллект на молекулярном уровне, остаётся неясным, но предыдущие исследования показали, что могут играть определённую роль изменения в экспрессии генов и структуре мозга, отмечают авторы.

Соавтор исследования Лора Джермине говорит: «Похоже, мозг продолжает изменяться в динамике на протяжении старшего юношеского и среднего возраста».

«Мы проверили существующие теории и показали, что все они ошибочны. Возникает вопрос: что же является правильным? Чтобы найти ответ, необходимо провести больше исследований и собрать больше данных», — сказал Хартшорн.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *