Учёные впервые разработали математическую модель, чтобы объяснить взрывной характер цепной реакции в социальных сетях — другими словами, почему информация начинает распространяться как вирусная инфекция.

firstmathema

Используя модели распространения эпидемий, чтобы провести сравнение между сложными социальными явлениями и инфекционными заболеваниями, учёные из университетов Абердина, Кембридж, Сарагосы и Насьональ де Колумбия разработали математическую модель, учитывающую роль друзей и знакомых во внезапном распространении новых идей.

Выводы исследования были опубликованы в журнале Nature Scientific Reports.

«Мы часто наблюдаем социальные явления, когда какие-то идеи воспринимаются многими людьми в одночасье, особенно сейчас, в эпоху социальных сетей», —  сказал руководитель исследования доктор Францискл Перес- Рече.

«Это особенно актуально в социальных контекстах, когда люди изначально колеблются в своём решении присоединиться к коллективным движениям, например, к забастовке, потому что боятся стать частью меньшинства, которое может пострадать. Но это также относится и к новым идеям или продуктам».

«Математические модели, предложенные в прошлом, как правило, пренебрегают синергетическим эффектом знакомств и неспособны объяснить взрывной характер цепной реакции, но мы показываем, что эти эффекты, в конечном счёте, ответственны за то, насколько быстро какая-то идея схватывается и распространяется».

«В общих чертах наша модель показывает, что неготовность людей принять новую идею выступает в качестве барьера для её быстрого распространения до тех пор, пока процесс передачи не наберёт достаточную мощь, чтобы преодолеть это сопротивление – и тогда происходит взрывное распространение».

Исследование подтверждает важную роль, которую могут играть социальные сети в этом процессе, делая взрывной характер процесса более очевидным в нашей повседневной жизни, чем когда-либо прежде.

Тем не менее, решающим фактором при этом остаются важность идеи или продукта и то, как они принимаются друзьями и знакомыми.

Доктор Перес-Рече добавил, что модель можно использовать для решения социальных проблем, а также для продвижения продуктов компаниями, стремящимися добиться конкурентных преимуществ над соперниками.

«К примеру, её можно использовать для разработки более эффективных стратегий, чтобы свести к минимуму риск внезапных и зачастую неожиданных эпидемий нежелательного социального поведения. Кроме того, можно разработать методы для взрывного распространения инновационных продуктов и идей».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *