Люди, считающие себя элитой общества, склонны преувеличивать свои достоинства по сравнению со своими согражданами, обладающими аналогичными качествами, но принадлежащими к более низким социальным слоям.

При этом их самоуверенность в серьёзных ситуациях, например, на собеседовании, другие люди могут ошибочно принимать за признак высокой компетенции, говорится в исследовании, опубликованном Американской ассоциацией психологов.

«Деньги тянутся к деньгам. Те, кому посчастливилось родиться в семьях элитариев, скорее всего, сохранят принадлежность к высшему классу, и непропорционально большое число предпринимателей с высокими доходами, как правило, происходят из высокообразованных богатых семей, — говорит Питер Белми, ведущий автор исследования, доктор наук из Университета Вирджинии. — Из результатов работы следует, что принадлежность к определённому социальному классу формирует у людей определенное отношение к своим способностям, что в свою очередь имеет большое значение в сохранении и передаче классовой иерархии от поколения к поколению».

Белми с коллегами провели серию из четырёх исследований в поисках взаимосвязи между принадлежностью человека к определённому социальному классу и его излишней самонадеянностью, а также тем, как этот фактор способен повлиять на восприятие другими людьми его компетентности.

В самом крупном исследовании было вовлечено более 150 тысяч владельцев малого бизнеса в Мексике, обращавшихся за получением кредита. Для определения их социального положения исследователи собрали информацию о доходах заявителей, об уровне их образования и об их собственной оценке своего положения в обществе в форме сведений, необходимых для подачи заявки на кредит.

Кроме того, заявителям было необходимо пройти психологическое обследование в рамках оценки их кредитоспособности, для чего им был предложен психологический тест из 20 заданий. После прохождения этого теста заявителю предлагалось оценить по шкале от 1 до 100 собственную успешность по сравнению с другими участниками.

Сравнив фактические баллы с прогнозами заявителей, исследователи пришли к выводу, что более образованные люди, имеющие высокий доход, причисляющие себя к высокому социальному классу, продемонстрировали неоправданную самоуверенность в том, что они результативнее коллег из более низкого социального класса.

Ещё в двух исследованиях, охвативших более 1 тысячи 400 онлайн участников, была обнаружена аналогичная связь между принадлежностью к определённому социальному классу и излишней самоуверенностью. Одно из них представляло собой викторину. Причисляющие себя к высшему социальному классу считали, что у них получается лучше, чем у других, однако сравнение фактической результативности показало, что это не так.

В финальном исследовании участвовало 236 студентов, каждый из которых проходил простой тест из 15 пунктов, после чего их просили спрогнозировать свои результаты относительно других участников. Кроме этого они должны были указать свой социальный класс, размер семейного дохода и уровень образования своих родителей. Через неделю студентов снова привезли в лабораторию якобы для видеозаписи собеседования. Более 900 онлайн судей просмотрели по одному видеоролику и поделились своими впечатлениями о компетентности участников.

И снова исследователи обнаружили, что студенты, принадлежащие к более высокому социальному классу, в целом оказались более самонадеянны. Но помимо этого обнаружилось ещё и то, что эта самонадеянность была неверно истолкована онлайн судьями как признак высокой компетентности.

«Люди, причисляющие себя к относительно высокому социальному классу, вели себя самоувереннее, что в свою очередь заставляло других воспринимать их более компетентными, отдавать им предпочтение при оценке их трудовых навыков, даже несмотря на то, что в среднем их результаты в простых тестах были не лучше, чем у коллег из более низких социальных слоёв», — считает Белми. По его мнению, данная самоуверенность может проистекать из различий в ценностях среднего и рабочего класса.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *