Давно известно, что поведение людей, с которыми вы проводите много времени, влияет на ваше собственное поведение, к лучшему или к худшему. Недавно исследователи в Университете Миссури выяснили, что дети, нуждающиеся в помощи для развития навыков общения, показывают лучшие результаты в группах, коммуникабельность участников которых находится на сходном уровне, по сравнению с группами, объединяющими детей с похожими нарушениями или расстройствами.
«Известно, что для оказания психотерапевтической помощи очень важно то, как составлена группа детей, — говорит Джанин Ститчер, профессор коррекционного образования в педагогическом колледже Университета Миссури. — Мы должны принять во внимание, группы какого типа работают лучше, и приводят к лучшим результатам».
Подпись к изображению: Джанин Ститчер, профессор Педагогического колледжа, обнаружила, что дети, нуждающиеся в помощи для развития навыков общения, показывают лучшие результаты в группах, степень социализации участников которых находится на сходном уровне
Группа Ститчер работала с примерно 300 учениками из 34 средних школ, имевшими различные расстройства в сфере социализации. Целью исследования было определить условия, делающие групповую терапию более эффективной. По её словам, существующие подходы часто неэффективны, потому что детей собирают в группы по соображениям удобства — например, по расписанию занятий, или по сходным расстройствам. Оказывается, что группировка по типам расстройств менее успешна в получении позитивных изменений поведения, чем объединение детей по сходству их навыков общения.
«Одному ребёнку может быть трудно смотреть людям в лицо, а другому сложно сконцентрироваться на определённой теме. Но если они находятся в ситуации, позволяющей взаимодействовать, и осознают наличие проблем в своём поведении и необходимость их исправить, то в рамках группы они могут общаться и помочь друг другу. В сущности, они учатся вместе».
Например, не лучшим подходом будет формировать группы, состоящие исключительно из детей с расстройствами аутического спектра. Вместо этого, более благоприятным для развития детей будет объединение в группу имеющих сходные коммуникативные навыки, но разные типы расстройств.
«Социальная коммуникация — это не только дружба. Это также способность реагировать на своё окружение и успешно в нём развиваться, — говорит Ститчер. — Вот почему семьи и психотерапевты стремятся помочь детям как можно раньше. Если помощью запаздывает, это может привести к задержкам в развитии».