Ожирение является растущей глобальной проблемой, сравнимой с эпидемией, и Чили стала единственной страной, которая предприняла ряд шагов для борьбы с агрессивным маркетингом нездоровой пищи — и, возможно, для ограничения вреда, который могут нести эти продукты.
В рамках 2-летней кампании против ожирения в Чили были введены требования нанесения предупреждающих маркировок на продукты с высоким содержанием сахара, соли, калорий или насыщенных жиров, напоминающих черно-белые стоп-сигналы. Чилийские чиновники хотели использовать достаточно простой способ сразу же дать понять потребителям, какие продукты могут быть связаны с ожирением и другими хроническими заболеваниями. Другие правила включают запрет на пищевые продукты с этими предупредительными надписями в школах и на их рекламу для детей.
Этикетки с предупреждением меняют поведение. Почти 40 процентов жителей Чили говорят, что смотрят на маркировку, чтобы принять решение, что покупать, и многие производители добровольно начали изменять состав переработанных пищевых продуктов, чтобы уменьшить содержание в них сахара, соли и жира. Дети обычно обращают внимание на логотипы — хороший знак с точки зрения повышения осведомленности среди потребителей следующего поколения. И уже проводятся исследования, чтобы определить, какой эффект могут оказывать этикетки на показатели ожирения.
Но теперь, когда в воскресенье Себастьян Пинера снова стал президентом Чили, эти инновационные меры по борьбе с ожирением могут быть пересмотрены. Пресс-секретарь президента Пинеры, который наложил вето на законопроект о пищевых продуктах в 2011 году во время своего предыдущего президентства, сообщил в прошлом месяце в New York Times, что, скорее всего, второй закон будет пересмотрен, и сейчас изучаются все возможности «улучшить его».
Но прежде новому правительству будет полезно обсудить, почему нужно поддерживать эту политику, которая в конечном итоге принесет пользу бизнесу и стране в целом. Предприятия нуждаются в здоровой рабочей силе, и страна будет процветать, когда большинство ее граждан не страдают от хронических заболеваний.
Политика в области пищевых продуктов не требует от компаний изменения своих продуктов, не вводит никаких запретов на любые продукты, но обеспечивает большую прозрачность. Это дает возможность потребителям понять все риски, связанные с питанием, когда они покупают переработанные продукты.
Предупреждающие надписи — отличный способ подтолкнуть людей к более здоровой пище, потому что люди склонны уделять больше внимания негативным сообщениям, чем позитивным. Экономисты, изучающие поведение потребителей, подтвердили существование принципа неприятия потерь, а это означает, что люди больше склонны избегать вреда, чем искать выгоды. Когда предупреждающие этикетки отсутствуют, люди часто могут рефлексивно реагировать и тянуться к пищевым продуктам, которые немедленно дают удовольствие, но могут нанести в долгосрочной перспективе вред.
Чили однозначно позиционирует себя в роли мирового лидера в разработке стратегий борьбы с ожирением. Другие страны Латинской Америки изучают возможности перенять эти многообещающие подходы. Продолжая следовать этим курсом, Чили может показать пример, почему приверженность долгосрочным целям является очень важной. Отказ от нездоровых пищевых привычек в мире не может произойти в одночасье.