Когда дети дошкольного возраста проводят вместе много времени, они, как правило, заимствуют друг у друга некоторые личностные свойства. К такому выводу пришли авторы психологического исследования, проведенного в Мичиганском университете. Согласно результатам исследования, опубликованного в онлайн-версии журнала Personality and Social Psychology, характер человека формируется не только генами, но и в значительной степени окружающей средой.

Students learn and teachers teach at Bennett Woods Elementary School in Okemos on Wednesday November 28, 2012

«Наши выводы о том, что черты характера могут распространяться и передаваться среди детей, полностью противоречат общепринятому мнению, согласно которому характер является врожденным и не может быть изменен, – говорит участница исследования, доцент кафедры психологии Дженнифер Нил. – Это важно понимать, поскольку некоторые черты характера могут помочь детям добиться успеха в жизни, в то время как другие могут сдерживать их развитие».

Ученые вели наблюдение за двумя дошкольными классами в течение всего учебного года, анализируя черты характера и систему взаимоотношений в детском коллективе. В одном из этих классов учились трехлетние дети, а в другом – четырехлетние.

Те дети, кому достались экстравертные и трудолюбивые партнеры по играм, со временем становились похожи на своих товарищей. Однако, те, кто находился рядом с чрезмерно беспокойными и раздражительными соучениками, не перенимали у них эти черты. В рамках данного исследования впервые была предпринята попытка изучить развитие личностных особенностей у детей раннего возраста в течение определенного периода времени.

По мнению профессора психологии Эмили Дурбин, дети оказывают друг на друга гораздо большее воздействие, чем большинство из нас может представить. «Родители тратят много времени и усилий, пытаясь научить своего ребенка быть терпеливым, внимательно слушать, не быть излишне импульсивным и не поддаваться эмоциям, — говорит Дурбин. – Однако, главное влияние на детей оказывают вовсе не родители и учителя, а их друзья и одноклассники. Оказывается, что основной фактор перемен в их характере связан не со взрослыми, а с трехлетними и четырехлетними товарищами по играм».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *