В последнее время агентство НАСА подписало дополнительные контракты с компаниями SpaceX и Boeing, предусматривающие доставку американских астронавтов на Международную космическую станцию. Возможно, таким образом НАСА удастся снизить свою зависимость от российских кораблей «Союз» в осуществлении орбитальных миссий.

????????????????????????

Однако, в связи с некоторыми недавними событиями агентство объявило о своем намерении купить дополнительные места на кораблях Союз, чтобы подстраховаться на случай новых задержек в реализации программы создания коммерческих космических кораблей Dragon 2 от компании SpaceX и Starliner от Boeing.

В «заявке на выделение необходимых средств», поданной 17 января прошлого года, НАСА выразило свои намерения приобрести два места на кораблях «Союз» через посредничество компании Boeing для полетов на МКС нынешней осенью и весной 2018 года, а также, возможно, получить еще три места в 2019 году. Согласно имеющимся данным, Boeing получил право на два места на кораблях «Союз» от производителя РКК «Энергия».

Россия сокращает численность экипажей МКС

Эти два свободных места образовались после того, как российское космическое агентство Роскосмос еще в прошлом сентябре объявило о сокращении численности российских экипажей на МКС с трех человек до двух в связи с переносом сроков запуска многофункционального лабораторного космического модуля «Наука». Таким образом, в каждом из кораблей будет лишь один российский космонавт.

Boeing получил права на эти места на российских космических кораблях, заключив с РКК «Энергия» соглашение по результатам юридической баталии, связанной с плавучим космодромом Sea Launch («Морской старт»). Компания выиграла дело против «Энергии» в федеральном суде США на сумму 320 миллионов долларов в мае прошлого года.

«Мы встретились с представителями «Энергии» и обсудили возможности компенсации этой задолженности в натуральной форме», — заявил вице-президент и руководитель космического подразделения Boeing Джон Элбон в своем интервью, подтвердив, что права на места в кораблях «Союз» действительно стали частью соглашения.

Затем Boeing предложил эти места НАСА и сейчас работает с другими партнерами, прорабатывая возможности реализации потенциальной сделки. В качестве одного из возможных вариантов рассматривается добавление одного американца в экипаж МКС.

Своего рода страховка

Интересно отметить, что вероятная сделка включает в себя три дополнительных места в двух полетах «Союзов» весной 2019 года. Контракт НАСА с российским космическим агентством, предусматривающий оказание регулярных услуг космических перевозок, завершается в 2018 году, и с этого момента функцию доставки должны взять на себя коммерческие компании.

Впрочем, вопросы, связанные с готовностью транспортных средств компаний Boeing и SpaceX, остаются открытыми, поскольку оба потенциальных провайдера услуг не планируют испытательные полеты своих аппаратов Starliner и Crew Dragon до середины 2018 года. Будут ли они готовы обеспечить полеты в 2019 году, особенно в связи с возникновением новых обстоятельств?

Элбон назвал последние меры с передачей НАСА мест на российских кораблях «своего рода страховкой на случай, если что-то пойдет не так с программой их собственных разработок.

Программа космических челноков НАСА завершилась еще в 2011 году, и с тех пор агентство попало в зависимость от наличия мест на российских кораблях «Союз». Этот корабль несколько раз доставлял американских астронавтов на МКС и обратно, включая историческое возвращение Скотта Келли в марте прошлого года после 340 дней, проведенных на борту космической обсерватории.

Контракт НАСА о космических перевозках с российским космическим агентством обходится примерно в 80 миллионов долларов за каждое место на корабле, запускаемом с космодрома Байконур в Казахстане.

В соответствии с долгосрочной задачей по увеличению количественного состава экипажа МКС многоэтапная программа НАСА Commercial Crew Program по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов предусматривает осуществление первых запусков с территории Америки в 2018 году.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *