Крыло является одним из наиболее технически сложных и ответственных элементов конструкции самолета, включающим целый ряд движущихся частей, которые используют все преимущества так называемого принципа Бернулли. Предыдущие попытки сделать крыло гибким, как у птицы, потерпели фиаско. «Самая большая проблема заключается в том, что большинство этих попыток полагались на деформирование крыла за счет использования механических элементов управления», пишет MIT News. «Однако, эти дополнительные структуры были настолько тяжелыми, что фактически перечеркивали любые преимущества, достигавшиеся за счет плавных аэродинамических поверхностей. Более того, они делали крыло более сложным по конструкции и создавали определенные проблемы с надежностью.
Впрочем, новое совместное исследование Массачусетского технологического института и НАТО может привести к созданию крыла 21 века. Речь идет о полном пересмотре конструкции с нуля, таким образом, что гибкость обеспечивается всей поверхностью, а не только движущимися закрылками. Используя «массив микроскопических легких конструктивных элементов» получивших название «цифровых материалов», ученые получили конструкцию, которая способна менять форму под давлением пары двигателей на концевую часть крыла.
МИТ описывает эти крылья как своего рода кожу, состоящую из множества перекрывающихся однородных частей, которые способны перемещаться, в то же время сохраняя гладкость поверхности, необходимую с точки зрения аэродинамики. Более того, они могут быть даже разбиты на базовые элементы, а затем собраны в иную конструкцию. Возможно, самым большим преимуществом является тот эффект, который оказывает такая технология на эффективность, как с точки зрения аэродинамики, так и экономии топлива.
«Испытания новой структуры в аэродинамической трубе показали, что ее характеристики соответствуют обычному крылу, однако, следует иметь в виду, что ее масса в десять раз меньше», гласит отчет исследователей.
Испытательные полеты оказались довольно впечатляющими, и команда рассчитывает применить эту технологию для беспилотных летательных аппаратов. Возможная область ее применения выходит за рамки авиации, поскольку эти материалы могут быть также использованы для постоянно деформирующихся конечностей роботов, или даже для небоскребов и мостов, то есть структур, для которых гибкость и прочность имеют первостепенное значение.