Взрослые на самом деле хорошо обращают внимание только на то, что им говорят, но дети не игнорируют ничего.

В исследовании, проведенном психологами Владимиром Слуцким и Натаниэлем Бланко, приняли участие 34 взрослых и 36  четырехлетних детей, которые выполняли задачи по обучению.

Им были представлены на компьютере красочные изображения «инопланетных» существ, которые имели семь специфических признаков, такие как антенны, голова и хвост.

Участникам сказали, что есть два типа существ, называемых Флерпами и Джалетами, и что они должны разобраться, кто из них кто.

По одному из признаков у существ всегда были различия — например, у Джалетов может быть синий хвост, а у Флерпов оранжевый. Кроме того, детям и взрослым сказали, что у большинства Флерпов (но не у всех) есть особенность определенного типа, например, розовые антенны.

Одна из особенностей никогда не упоминалась в инструкциях, и она не отличалась между типами существ. Это было то, что исследователи назвали «несущественной особенностью».

После тренировки участникам показывали серию изображений существ на экране компьютера и указывали, кто из них был Флерпом, а кто Джалетом.

Но в середине эксперимента исследователи внесли изменение, о котором не объявили: несущественная особенность стала особенностью, которая определяет либо Флерпа, либо Джалета. Признак, который до этого был одинаковым для обоих существ, теперь стал различаться.

После внесенного изменения взрослые были в большем замешательстве, чем дети, и  они с меньшей вероятностью смогли понять важность нового признака.

В отличие от них, дети быстро поняли, что ранее не относящаяся к делу особенность теперь стала определять разницу между Флерпами и Джалетами.

Взрослые пытались использовать вероятностные подходы (например, «у большинства Флерпов розовые антенны»), чтобы делать свой выбор после внесения изменений.

По словам Бланко, в этом исследовании взрослые участники страдали от «выученной невнимательности». Они не обращали никакого внимания на ранее не относящуюся к делу особенность, потому что полагали, что это не будет важно.

По словам Слуцкого, дети в этом возрасте, как и те, кто участвовал в этом исследовании, часто не могут сосредоточить свое внимание так, как это делают взрослые.

Слуцкий подчеркнул, что у взрослых нет проблем с широким распределением внимания, если это необходимо. Но во многих задачах, которые взрослые выполняют каждый день, полезно выборочное внимание.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *