Подпись к изображению: Российская подводная лодка «Белгород» и Airbus A380
Подпись к изображению: Российская подводная лодка «Белгород» и Airbus A380

Гигантская новая исследовательская подводная лодка, разработанная в России, будет передвигаться под плавучими ледяными полями, нанося на карту подводные окрестности с помощью пары огромных крыльев, похожих на самолетные. Эта субмарина поможет Москве разрабатывать свои арктические территории, поскольку в ближайшем будущем планируется начать добычу ранее недоступных природных ресурсов.

Подводная лодка для арктических исследований была спроектирована знаменитым конструкторским бюро «Рубин», где также разрабатывались ракетные субмарины класса «Тайфун», крупнейшие в мире из когда-либо построенных. Новое судно будет весить около 13 280 тонн, что делает его безусловно крупнейшим в истории гражданским исследовательским подводным аппаратом. Длина лодки составит 135 метров, максимальная скорость – 23,5 км/ч., а экипаж будет состоять из 40 человек.

Наиболее яркой ее особенностью является наличие двух пар крыловидных гидроакустических приемников, придающих субмарине футуристический внешний вид. «Крылья», способные убираться в корпус, подобно лезвию перочинного складного ножа, предназначены для приема сигналов сонара, распространяемых корпусом судна. Это позволяет ей получать изображение окрестностей во всех направлениях во время движения под водой с небольшой скоростью, около 5,5 км/ч.

Аналитик Г.Саттон, автор сайта о подводных лодках Covert Shores и книги под тем же названием, говорит о российской субмарине: «Исходя из анализа модели, представленной конструкторским бюро, крыловидные сооружения имеют длину около 50 метров, таким образом размах крыльев составит около 100 метров. Это гораздо больше, чем у любого когда-либо летавшего самолета». Рисунок, сделанный Саттоном, показывает соотношение  размеров подводной лодки и аэробуса A380.

Впрочем, Саттон не верит, что крылья выполняют какие-либо гидродинамические функции. «Вряд ли эти крылья будут использоваться для создания подъемной силы, как у самолета. Это было бы менее эффективно, поскольку пришлось бы постоянно использовать подвижное оперение для поддержания точной глубины. Кроме того, это создавало бы шум, который мог бы сделать сонар менее эффективным».

Несмотря на то, что лодка создана для работы под арктическими льдами, сам ее размер будет во много раз усложнять навигацию. «В арктических водах будет много таких мест, где эта подводная лодка не сможет пройти, поскольку крылья делают ее слишком широкой для навигации среди множества ледяных колонн, опускающихся вниз из-под надводной ледяной шапки, – объясняет Саттон. – Они могут уходить в глубину на сотни метров или даже достигать морского дна».

В качестве гражданской исследовательской подводной лодки судно будет безоружно, однако его можно будет использовать для развертывания и возвращения дистанционно управляемых подводных дронов. Лодка будет способна действовать на глубине до 400 метров.

Россия стремится закрепить свои права на добычу минеральных и энергетических ресурсов в Арктике, в районах, которые становятся более доступными по мере того как глобальное потепление уменьшает количество дрейфующих льдов. Москва выдвинула смелые территориальные претензии на подводные территории в Арктике, выходящие за пределы традиционной 200-мильной (около 320 километров) экономической зоны отчуждения, на которую имеют право все страны, включая отдельные участки Северного полюса. В 2007 году, отмечает Саттон, Россия использовала мини-субмарины, чтобы установить свой флаг на морском дне на глубине более 5 тысяч метров под Северным полюсом.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *