Двадцать два столетия назад (за два века до наступления новой эры) в Китае правил император Цинь Шихуанди, к слову сказать, один из самых известных китайцев всех времен и народов после Мао Цзэдуна, Конфуция и Брюса Ли. Так уж сложилось, что люди запоминают настоящих тиранов, именно они навсегда входят в историю, так стало и с Цинь Шихуанди. Правитель он был очень жестокий, железной рукой проводивший свою политику, и как показывает история, оставил после себя наследие, значение которого трудно переоценить. Человеческая жизнь была для него ничто, великая цель – всë, и как теперь судить, стоили ли императорские начинания положенных на них жизней…

Так или иначе, Цинь Шихуанди объединил многочисленные разрозненные царства в единую империю, значительно укрепил ее мощь, вообще поставил государственность во главу угла, и как один из результатов его правления – Поднебесная получила Великую китайскую стену, грандиозный «забор» общей длиной в двадцать одну тысячу километров.

Пурпурная граница

Отдельные участки стены начали строить несколько ранее, в качестве преграды на пути кочевников с севера, гуннов (хунну). Надо сказать, гунны, которые совершали постоянные набеги на китайские поселения и разоряли их, послужили для империи мощным двигателем прогресса в современном понимании этого слова: для защиты от их регулярных набегов построили Великую китайскую стену; для заключения с ними перемирия дипломатическая миссия другого императора, правившего столетием позже, достигла Ферганской долины, и так было положено начало Великого шелкового пути…

К слову, свое нынешнее название стена получила лишь в девятнадцатом веке, прежде ее называли Пурпурной границей или просто – Барьером. Что касается Шелкового пути, то и его имя появилось значительно позже, только в семнадцатом веке благодаря стремлению европейцев все каталогизировать и наделять ярлыками. Для китайцев путь был просто дорогой на Запад, средством продать как можно больше товаров местного производства (о современных способах доставки китайских товаров можно прочитать тут).

Стена повторяла все изгибы отрогов горной цепи Иншань на севере Поднебесной, спускаясь в ущелья и поднимаясь на скалы. Сейчас самый благоустроенный и комфортный для посещения многочисленных туристов участок находится под Пекином, в часе езды на электричке, хотя немало отрезков сохранилось и в других регионах…


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *