Платформа ТА-05, локомотив на магнитной подушке — впечатляющий, но недолговечный продукт советской эпохи, но он будет интересен любителям истории и реликвий советских времён.
В середине 1980х СССР оказался на развилке. Имелась огромная политическая нестабильность и неопределенность, в коммунистической системе появились трещины в плане зарплат, социальных благ, инфраструктуры. Возникли вопросы и в области транспорта, призванного обслуживать немалое население СССР.
Магнитная левитация — «маглев» — положена в основу работы ТА-05. Мы уже привыкли к поездам на магнитной подушке, однако ТА-05 был первым в СССР. Поезд вмещал несколько десятков человек, и в случае успеха предусматривалось его использование как для пригородного сообщения, так и для поездок между республиками. Поезд мог развить скорость 400 км/ч — таким образом, производство советской эпохи во многом опережало своё время.
В советское время доступ к информации о повседневной жизни и технике в стране для остального мира был затруднён. Поэтому уже в наше время обнаруживаются удивительные вещи. Они являются свидетельством строгой дисциплины и производственной этики советской эпохи и позволяют оценить богатую материальную культуру, о которой ввиду ограничений в то время мало что было известно. Те, кто бывал в странах бывшего СССР, наверное видел монументы, которые кажутся не на своём месте, или здания, взятые как бы из другого времени или даже с другой планеты У материальной культуры советской эпохи есть некий шарм анахронизма, продолжающий привлекать внимание многих.
Прекрасным примером этого является скоростной левитирующий поезд, созданный в ту Эпоху.
Корпус поезда напоминает замкнутый в себе космический корабль, с его скошенными окнами и изогнутыми обводами, или дальнего родственника монорельса, появившегося в Японии примерно в то же время.
Поезд был даже показан в сцене научно-фантастического фильма.
Ряд факторов способствовал ограниченности информации об устройствах, электронике и транспортных средствах советской эпохи. Проблема соответствия западному дизайну, эстетически резко отличавшемуся от советских подходов, и технические стандарты, контрастировавшие с советским ГОСТом, означали ограниченный импорт советских изделий.
Возможно, это было просто неподходящее время — поезд разрабатывался во второй половине 1980х, во времена «перестройки» и «гласности», ознаменовавших начало конца. Куда мог бы прибыть этот поезд при надлежащем развитии проекта — остаётся только догадываться.