Всё чаще звучат опасения по поводу того, что технологические компании наподобие Google и Amazon слишком разрастаются и вскоре будут контролировать все аспекты жизни людей. Для опасений есть причины: компания Amazon – крупнейший в мире интернет-магазин, и сегодня большинство покупателей пользуется его услугами, а Google владеет, по сути, предустановленным поисковиком и сервисом YouTube – возможно, самым популярным лёгким в освоении видеохостингом и площадкой для потокового вещания.

Грядёт мрачное будущее, в котором техногиганты подчинят себе нашу жизнь

Обе компании влияют на то, как люди делают покупки (Amazon.com, Google Express), ищут информацию (Google.com), развлекаются (Amazon Instant Video, Youtube) и получают доступ к сервисам (Alexa, Amazon Echo и Google Assistant). Если не уделять компаниям должного внимания, в конечном итоге они так разрастутся, что их будет невозможно остановить. Исчезнет конкуренция, потому что действующие сейчас законы и нормы не смогут полностью контролировать деятельность корпораций.

По данным USA Today, на долю компании Amazon приходится 50 процентов продаж книг в Америке, ей принадлежит 45 процентов рынка облачных вычислений и 40 процентов рынка заказов бакалейных продуктов в сети. Что касается Google, компании принадлежит 80 процентов поискового рынка (на август 2017). Как утверждалось ранее, корпорация контролирует то, что видит пользователь в поисковой выдаче.

Отголоски опасений слышались в речи председателя Федеральной торговой комиссии (FTC) Морин Олейосен на вашингтонском симпозиуме, посвящённом борьбе с монополиями. Она заявила, что «мир движется навстречу мрачному будущему, в котором несколько технологических гигантов обретут полный контроль над экономической сферой».

Тем не менее, Олейосен не верит в столь неутешительный прогноз, ссылаясь на объединение интернет-провайдера AOL и медиакомпании Time Warner в 2000-х годах, в результате которого AOL растерял былые позиции. Владения большой долей рынка оказалось не достаточно для доминирования на рынке. Олейосен утверждает, что пока Amazon и Google расширяются за счёт грамотного управления и популярности, в их действиях нет ничего криминального со стороны закона, который призван защищать интересы потребителей.

Контроль над технологическими компаниями

Конечно, не все с этим согласны. Организации New America Foundation критикует Amazon за то, что компания избегает соблюдения правил, обращая внимание потребителей на удобство пользования своими услугами и низкие цены.

«Невозможно оценить потенциальный вред, который Amazon наносит конкуренции, если оценивать её в ценах и выручке», – рассказывала сотрудник программы Open Markets Лина Хан в январе.

В беседе с журналистами USA Today в июне Хан отметила, что с таким же успехом можно было бы позволить главе Amazon Джеффу Безосу разработать антимонопольные законы, чтобы ему удобно было их обходить.

Неизвестно, чем займутся обладающие огромным влиянием компании наподобие Google, Amazon и Facebook, если конкуренция и законы больше не будут им помехой, но определённо они продолжат расширение в неожиданных сферах.

Олейосен завершила выступление фразой о том, что она и FTC «решительно поддерживают политические решения, которые иногда им нравятся, а иногда – нет». Возможно, настало время для не столь приятного разговора, тема которого – обсуждение плюсов и минусов, по всей видимости, беспрепятственного роста технологических компаний.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *