В апреле этого года итальянская торговая сеть Eataly объявила, что будет спонсировать очередные усилия по сохранению картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Это идеальное маркетинговое партнёрство: продовольственная компания спасает для будущих поколений самое известное изображение еды.
Вот отрывок из онлайн-анонса компании:
«Мы сотрудничаем с итальянским правительством, чтобы спонсировать установку уникальной системы. Итальянское министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма в сотрудничестве с ведущими итальянскими научно-исследовательскими институтами разработало систему фильтрации воздуха для ежедневного обеспечения католической обители прохладным, чистым воздухом (10 тысяч кубических метров воздуха по сравнению с сегодняшними 3 тысячами 500!)».
Самая совершенная воздушно-фильтрационная система будет установлена и введена в действие к 2019 году, к 500-летию со дня смерти да Винчи.
Это очередная в длинном ряду попыток предотвратить неизбежное. Ничто рукотворное не может сохраняться вечно. В конечном итоге всё превратится в пыль. Но «Тайная вечеря» является особенно трагическим примером человеческой бренности. И борьба за сохранение шедевра была обременена спорами, особенно в современную эпоху, поскольку корпоративное спонсорство и претензия на лидерство в технологиях лишь вносили сумятицу в столь важное дело.