Не успела Американская психологическая ассоциация опубликовать свой отчет по результатам исследования целевой группы в 2015 года, подтверждающий гипотезу, что жестокие видеоигры делают игроков более агрессивными, как на них обрушилась критика из-за предвзятости и недобросовестной практики. По поводу вопроса о том, ведут ли насильственные игры к реальной агрессии, среди экспертов есть много разногласий. Поэтому ещё одно исследование не может решить этот длительный спор.
Подпись к изображению: Посетители перед стендом «Call of Duty» на игровой выставке Gamescom 2016 в день СМИ 17 августа 2016 года в Кельне, Германия
Но материалы новой статьи в Imaging and Behavision Brain Imaging является хорошей проверкой ключевого аргумента, используемого сторонниками гипотезы о том, что «агрессивные игр вызывают агрессию», а именно, там утверждается, что со временем чрезмерная увлечённость жестокими играми ослабляет эмоциональную отзывчивость игроков. Используя мозговое сканирование для поиска эмоциональной десенсибилизации на уровне нервной системы, Грегор Шикик из Медицинской школы Ганновера и его коллеги фактически не обнаружили никаких доказательств того, что увлечённость насильственными видеоиграми ведёт к эмоциональной притуплённости.
Было проведено два исследования, в ходе каждого из которых сравнивались 14 заядлых любителей жестоких шутеров с участием от первого лица (таких как Call of Duty и Battlefield) с 14 испытуемыми, которые никогда не играли в игры с насилием. Средний возраст участников был от 22 до 23 лет, и все они были мужчинами. Активные игроки действительно тратили много времени на убийства людей на экране: в первом исследовании они тратили на это в среднем 4,9 часа в день, а во втором — 4,6 часа в день. В среднем, они все начали играть в эти игры с шести лет.
Эти два исследования были очень похожи: участниками, лежащим в мозговом сканере, показывали ряд эмоционально позитивных, негативных и нейтральных фотографий. Снимки с негативным содержанием в этой серии были довольно мрачными и включали такие вещи, как мертвые тела или графические атаки со сценами насилия. Положительные образы включали милых животных, и примером нейтрального изображения были виды природы с перспективой.
Взгляд на эмоциональные картины приводил к повышению активности мозга по сравнению с воздействием нейтральных изображений, как и следовало ожидать, особенно в нейронных областях, ответственных за эмоциональную обработку. Но ключевой вывод заключается в том, что этот эффект не менялся в разных группах: любители игр демонстрировали такую же нейронную сенситивность на эмоциональные картины, как и участники контрольной группы.
«Наши результаты показывают [необходимость] переосмыслить гипотезу о десенситизации», — говорят исследователи. Они добавили, что это не означает, что нет никаких последствий от игр с жестокостью насилием: например, одна из возможностей заключается в том, что жестокие видеоигры влияют на то, как игроки действуют в ответ на эмоциональные стимулы, а не то, как их мозг изначально обрабатывает такие стимулы.
Эти результаты основаны на более ранних исследованиях, в которых показано, что важно избегать громких заявлений по этой теме: например, психологические последствия видеоигр с насилием могут зависеть от персонажа, которого вы играете (например, Супермена или Джокера), а также целей игры, и в некоторых случаях насилие в игре может даже привести к усилению моральных эмоций. Новые результаты сходны с подобными выводами той же исследовательской группы, опубликованными в начале этого года, с использованием линейных рисунков эмоциональных и нейтральных ситуаций.