Готовы ли вы навскидку назвать несколько важных событий, которые произошли в XI веке? Это может оказаться не так уже просто, если вы не специалист по средневековой истории, хотя в то столетие и произошло несколько заметных событий – вспомнить, например, битву при Гастингсе или начало крестовых походов. Если оглядываться на тысячелетие назад, даже самые значительные вехи истории становится трудно различать. И тем не менее, эти эпизоды огромной давности кардинально изменили будущее.
Что сказать о XXI веке? Какие действия наших детей и внуков будут иметь значение через тысячу лет? Позвольте предположить, что они могут превзойти все предыдущие поколения. Ситуация может выйти за рамки просто перемен в обществе. Не исключено, что для Homo sapiens грядёт последний акт.
Эта перспектива может показаться мрачной, но только если не видеть картину в целом, ведь речь идёт не о различных саморазрушительных угрозах данного момента, которыми полны газеты и вечерние новости. Да, терроризм и изменение климата являются серьёзными вопросами, но первый поддаётся разрешению, да и второй, честно говоря, тоже. Предотвращение экологической катастрофы требует изменения образа жизни. Непросто, конечно, но это не нарушение законов физики.
Нет, в XXI веке, по моему убеждению, произойдут три более масштабных сдвига, и они не обязательно окажутся вредными.
Начнём с того, что человечество, наконец, начнёт понимать биологию на молекулярном уровне. Двойная спираль ДНК была обнаружена всего лишь шесть десятилетий назад, а сейчас – заплатив тысячу долларов с небольшим – вы можете секвенировать свой геном.
Непрестанное взаимодействие науки и технологии гарантирует, что геномные знания будут находить всё большее применение. К очевидно полезным результатам относится, например, лечение болезней. Но эта деятельность не ограничится лишь приведением себя в форму – она также будет направлена на внесение улучшений.
Под номером два в моем списке основных событий XXI века следует освоение ближнего космоса. Нам нужно больше ресурсов, например, посевных площадей и сырья, если мы не хотим обречь потомков на скудную жизнь в условиях бесконечных войн. Некоторые люди переживают о том, что закончится нефть, но на самом деле нервничать стоит не из-за этого ресурса. В течение ближайших десятилетий могут исчерпаться легко извлекаемые запасы меди, цинка и металлов платиновой группы.
Можно заняться поиском этих элементов на астероидах, что уже планируют сделать некоторые компании. Но ближний космос может также обеспечить неограниченные возможности для будущего расселения. Нередки представления о том, что наши потомки образуют колонии на Луне или Марсе, но лучше строить огромные движущиеся по орбите комплексы с естественными условиями обитания, где можно жить без скафандра. Задумайтесь о расширении Международной космической станции в несколько тысяч раз. Подобные сооружения способны вместить неограниченное количество людей, что и произойдёт когда-либо в этом столетии. Дни, когда человечество было ограничено пространством своей колыбели, подходят к концу.
В-третьих, до 2100 года можно ожидать создание универсального искусственного интеллекта или другими словами, машин, которые будут не просто играть в шахматы, но смогут мыслить на уровне, необходимом для выполнения любой работы «белых воротничков», в том числе и высокопоставленных управленцев.
Эти изменения в долгосрочной перспективе умалят значение проблем политики, войн, экономики. Но они также изменят нас. Переселение большого числа людей во внеземные колонии неизбежно вызовет образование новых видов. В конце концов, их физическая среда обитания будет несколько отличаться от земной, и, как показывает история, социальное устройство также будет своеобразным. Возможно, тысячу лет спустя жители марсианской колонии будут не так уж похожи на тех, кто остался на Земле.
Реинжиниринг наших детей трансформирует наш вид ещё быстрее. В конечном итоге, мы сможем производить потомство, столь же отличное от нас, как собаки от волков. Случайные изменения нашего вида, обусловленные дарвиновской эволюцией, уступят место направленным улучшениям.
Но самым драматичным фактором изменений будет, безусловно, развитие универсального искусственного интеллекта, потому что здесь речь идёт не о совершенствовании наших потомков, а об их замене специально разработанными преемниками. Возможно, мы сможем тиражировать свою культуру и себя путём установки чипов в мозг или просто загрузки нашего интеллекта в машины. Но можно с уверенностью говорить о том, что результатом окажется не тот Homo sapiens, который известен на протяжении 50 тысяч лет.
Эти изменения, которые не просто определят наше будущее. Они превратят его во что-то бесконечно иное. Конечно, можно усомниться, что всё вышеописанное произойдёт в нашем веке, но неужели вы думаете, что этого не случится в ближайшие тысячу лет?
Люди XI века, возможно, были бы сбиты с толку сегодняшними технологиями, но они без проблем признали бы в нас себе подобных. А вот мы едва ли смогли бы признать тех, кто будет жить тысячелетие спустя.
Мы живем в более чем интересные времена.