Общение с роботом помогает детям-аутистам развивать коммуникативные навыки | Gearmix
15.08.2018 16:27

Общение с роботом помогает детям-аутистам развивать коммуникативные навыки

Источник перевод для gearmix ()

Ребёнок, страдающий расстройством аутистического спектра (РАС) может испытывать трудности с вербальной коммуникацией, с восприятием других людей и с управлением своими ощущениями стресса и беспокойства. Эти затруднения влияют на социальную жизнь и обучение ребёнка.

Компания-стартап в области робототехники LuxAI предложила робота, задача которого — помочь детям-аутистам овладеть важными навыками социальной коммуникации. Результаты исследования с участием QTrobot будут представлены на симпозиуме RO-MAN 2018, посвящённом проблемам коммуникации между людьми и роботами.

«ОЧАРОВАШКА». QTrobot — это антропоморфный робот, ростом 63 сантиметра, лицо ему заменяет дисплей. Робот умеет не только видеть, слышать и разговаривать — также он способен общаться невербально, жестикулируя и демонстрируя на дисплее различные выражения лица.

В исследовании участвовали 15 детей с диагнозом РАС в возрасте от 4 до 14 лет. Каждый участник проходил через два интервью продолжительностью до пяти минут — одно с QTrobot, а другое с человеком.

Интервью начиналось с вопросов, задаваемых ребёнку — как его зовут, и три вопроса, касающихся самого ребёнка. Затем интервьюер рассказывал короткую историю и спрашивал, понравилась ли она. В конце интервьюер просил повторить за собой четыре жеста (например, поднять правую руку).

ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МАШИНЫ. На основании интервью исследователи хотели найти ответ на два вопроса:

  1. Оказывали ли дети роботу такое же внимание, как и человеку?
  2. Помог ли робот сократить патологичные цикличные/ стереотипные действия, такие как размахивание руками?

Исследователи подсчитали, сколько раз ребёнок пристально смотрел на интервьюера, отмечая продолжительность взгляда. Также было посчитано, сколько раз ребёнок удачно имитировал жесты, и как часто он производил цикличные или стереотипные действия.

Оказалось, что дети в общем смотрели на робота дольше, а имитировали его движения так же часто, как и движения человека. Также с роботом дети реже производили цикличные или стереотипные действия.

ВСЕГО ЛИШЬ НЕОБЫЧНОЕ НОВШЕСТВО? В отчёте исследователи отмечают, что результаты указывают на способность QTrobot помочь детям, страдающим РАС, развивать коммуникативные навыки. Однако, на результаты могла повлиять краткость интервью, и при более продолжительном сеансе дети могли бы потерять интерес к роботу.

Также исследователи пока не уверены, будет ли применение QTrobot так же благотворно для детей с РАС, как и проверенные методы — курсы по обучению социальной коммуникации и когнитивно-поведенческая терапия. Выявление потенциала QTrobot требует более длительного изучения, но сейчас похоже, что робот способен помочь детям с РАС улучшить способности к взаимодействию с другими людьми.



ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ


© Gearmix 2013
Права на опубликованный перевод принадлежат владельцам вебсайта gearmix.ru
Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.
Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.

Комментарии запрещены.