Мы не носим своё жилище на плечах и не выделяем серную кислоту, но всё же у нас много общего с морским слизнем — особенно в отношении мозга.
У морского слизня 20 тысяч нейронов — ничтожное число по сравнению со ста миллиардами у человека. Но учёные изучали слизня долгое время, и им известно многое о том, как эти организмы обучаются. Многие обитатели моря функционируют сходно с млекопитающими, разве что их жизнедеятельность проще. И слизни не исключение — их нервы проводят сигналы примерно так же, как и наши.
Примечательно, как исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли передать память о перенесённом опыте от одних слизней другим. Ещё более поразительно, что это исследование может привести к возможности такой передачи между людьми.
В исследовании, опубликованном в журнале eNeuro, слизни одной группы были обучены реагировать на раздражитель, а именно, на раздражение хвоста (зоозащитники, не волнуйтесь — слизням это не повредило. Это только вызвало защитный рефлекс сворачивания, примерно как мы отдёргиваем руку от горячей плиты). Поначалу слизень сворачивался только на несколько секунд. Но повторяющимися воздействиями их научили оставаться свёрнутыми до 50 секунд.
Затем из брюшной полости «дрессированного» слизня было взято немного рибонуклеиновой кислоты (РНК), из которой на основе ДНК синтезируются белки, и эту РНК через шею ввели в систему внутренней циркуляции обычного слизня. Теперь при раздражении эти обработанные слизни сворачивались на 40 секунд, как если бы они помнили, как реагировать на воздействие, хотя ранее они с таким не сталкивались. Также исследователи применили этот метод к нейронам слизня в чашке Петри.
Это — значительное достижение, так как позволяет разрешить давний научный спор. Дело в том, что некоторые учёные полагают, что память сохраняется в синапсах (место контакта между нейронами). В другом же лагере считают, что память хранится в ядрах нейронов. Как сказал в интервью ВВС автор исследования Давид Гланцман: «Если бы память хранилась в синапсах, наш эксперимент не получился бы».
Чтобы лечить расстройства памяти у людей, надо в первую очередь понять, как мозг хранит воспоминания. Исследователи полагают, что их работа однажды поможет нам изменить, усилить, или ослабить воспоминания. Это может дать людям с ранней стадией болезни Альцгеймера новые способы восстановить утраченное, или новые способы лечения посттравматического стрессового расстройства.
Но не будем отрываться от реальности — всё же это только слизни. Эти результаты не решают окончательно вопрос о том, где хранится память, и они вовсе не значат, что мы сможем быстро восстановить память у человека.
Но есть много разных типов РНК, и группа Гланцмана планирует дальнейшие исследования с целью определить, какие из них оказывают бОльшее воздействие на память.
Пока что мы далеки от того, чтобы стать мастером каратэ посредством укола РНК в шею. Но мы стали на шаг ближе к этому, благодаря неприметным морским слизням.