Чтобы компания смогла получить много денег на выгодных условиях, повысить свою стоимость и престиж, она выпускает акции для продажи на бирже инвесторам.

Многие могли слышать о возможности торговать ценными бумагами на фондовом рынке. То есть покупать их у других участников биржи и продавать при необходимости. А как вообще акции оказываются в свободном обращении?

 

Что такое IPO

 

Если говорить просто, это первое публичное размещение акций на бирже с целью массовой продажи и получения денег от инвесторов. Это на самом деле выгодно для бизнеса, ведь успешное предприятие нуждается в крупных вливаниях. Кредиты и облигации – это долговые обязательства и издержки на проценты. А продажа акций – почти безвозмездное получение огромного капитала.

Если же говорить сложно, то IPO – длительный процесс: оценка целесообразности выпуска акций, дробление компании на доли, привлечение андеррайтера, который проведет весь процесс и т. д.

Целью выпуска акций является и получение прибыли. Почему бы уже состоявшейся компании не продать часть себя и заработать на этом? Плюс она за счет привлеченных денег сможет расшириться, выйти на новый уровень, увеличить капитализацию и, соответственно, стать еще дороже.

Первичное публичное размещение

Просто так любая компания не может выйти на биржу. Так как она планирует стать публичной, то следует выполнять определенные правила и соответствовать требованиям. Первым делом следует вообще оценить:

  • целесообразность IPO;
  • текущую и будущую прибыль;
  • готовность сменить статус частной компании на публичную;
  • структуру активов;
  • степень финансовой и информационной прозрачности;
  • шансы продать запланированное число акций по запланированной цене;
  • готовность раскрывать свои финансовые результаты (эмитент обязан по правилам биржи регулярно публиковать свои финансовые отчеты).

Предварительный этап анализа может длиться довольно долго, и без квалифицированных специалистов тут не обойтись. Только после грамотного анализа удастся понять, выгодно ли выходить на фондовый рынок или нет.

 

Этап 1 – подготовка

 

На этом этапе привлекаются андеррайтеры – финансовые компании (как правило, инвестиционные банки), которые и займутся подготовкой к IPO. Их основная задача в том, чтобы правильно оценить весь капитала эмитента, определить номинальную стоимость акций, их количество, площадку для размещения, посодействовать в определении дивидендной политики.

Андеррайтер напрямую заинтересован (так как грамотное размещение и продажа влияет на его вознаграждение за работу) в максимально эффективном анализе, оценке компании и успешной IPO. Он вместе с эмитентом готовит так называемый проспект эмиссии для ЦБ и инвестиционный меморандум для будущих акционеров.

В проспекте содержится информация для Центробанка об эмитенте: данные об учредителях, финансовая отчетность, дивидендная политика, цель проведения IPO и т. д. А меморандум содержит информацию, которая сможет убедить инвесторов купить акции.

прим.: Организатором преобладающего большинства первичных размещений на Московской Бирже является брокер БКС Мир инвестиций. Такое доверие БКС заслужил неспроста. В первую очередь, БКС — это один из старейших брокеров на российском фондовом рынке, кроме того, если судить по тому, какие обороты создают клиенты брокера на бирже — в данной компанию торгуют профессиональные игроки и ей доверяют огромные капиталы (не исключаем, что участники списка Forbes вполне могут быть клиентами брокера). А если взглянуть, какие отзывы о БКС пишут ее клиенты, то становится понятно, что брокер вызывает доверия за счет безукоризненной работы на протяжении почти трех десятилетий.

IPO: что это, цель, этапы

Этап 2 – «Road Show»

 

Это ключевой этап, от которого зависит успех IPO. Здесь андеррайтер будет «показывать товар лицом», проводить рекламную кампанию, чтобы убедить крупных игроков купить акции. Задача выделить плюсы инвестирования, максимально подробно рассказать об эмитенте и его дивидендной политике, планах на развитие, убедить инвесторов, что они совсем скоро будут получать крупные дивиденды.

Андеррайтер и эмитент будут как лично встречаться с крупными игроками, так и проводить широкомасштабную рекламу.

На этапе Road Show уже принимаются заявки на покупку акций, а крупные инвесторы получат право на приобретение бумаг еще до официального размещения. После сбора заявок и первых сделок анализ проводится заново. Возможно, спрос оказался выше планируемого, что требует дополнительной эмиссии или увеличения номинальной стоимости бумаг.

Низкий спрос наоборот требуется проведения дополнительной рекламной кампании, поиска других крупных игроков или, возможно, снижения номинальной стоимости акций.

 

Этап 3 – выход на фондовый рынок

 

Еще на этапе планирования компании нужно определиться с площадкой. В России самой популярной является Московская Биржа. На завершающем этапе проходит листинг – старт обращения акций на рынке. Здесь уже начинается торговля, а номинальная стоимость теряет актуальность.

Через определенное время станет ясно, насколько успешна IPO. Это отразится в рыночной стоимости акций и числа проданных бумаг. На это же влияет в определенной степени тип договора с андеррайтером. Например, при договоре «Firm commitment» риски эмитента минимальны, так как андеррайтер выкупает все акции сам и потом пытается выгодно продать на рынке.

Также выгодным для эмитента является договор «Standby commitment». В данном случае андеррайтер выкупает бумаги, которые не удалось продать при размещении. Но по сниженной цене.

Третий тип договора – «Best efforts». Здесь андеррайтер не обязан выкупать акции у эмитента, что увеличивает риски компании. Если она не может похвастаться известностью и большой капитализацией, то, скорее всего, ей придется заключать именно такой тип договора.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *