Один из создателей стартапа Funbo, Николай Голос, поделился с начинающими киберспортсменами, как достичь вершин в этой сфере. Платформа, которую развивает молодой бизнесмен, предназначена для обучения начинающих игроков и роста их профессионального мастерства до высокого уровня. В проекте участвуют геймеры с именем, постоянные опытные тренеры.

Они рассказали о существовании двух путей, по которым можно последовать. Один из них предполагает самостоятельное попадание в сотню лучших или хотя бы в топ-500 выбранной дисциплины той или иной видео или азартной игры. Второй вариант – участие в турнирах, проводящихся в том числе и в бесплатных клубах.

Что дает попадание в топ-100 лучших

Мало кому под силу освоить компьютерную или азартную игру настолько хорошо, чтобы войти в элиту, членами которой числятся несколько десятков личностей. И все же такое возможно. Лучше всего иллюстрирует ситуацию пример из Dota 2. В ней зарегистрировано несколько десятков миллионов игроков, и только ничтожно малый процент из общей массы играет на уровне, где зарабатывают деньги, – не слишком мотивирующая статистика. Если кому-то удается попасть в топ, то тут возможны два варианта.

Фанбо - академия киберспорта

В первом случае на нового героя, взобравшегося на олимп, могут обратить внимание профессиональные геймеры. В этом случае новичка приглашают на тесты, которые обычно проходят онлайн. Такое часто случается при формировании новых команд.

Второй вариант также реализуется довольно часто. Здесь с подающим надежды геймером связывается представитель киберспортивной организации и предлагает ему контракт. Тут не обходится без тестирования способностей. Компании нужно знать о скиллах кандидата. Если человек самостоятельно достиг высоких позиций, то испытание для него не станет непреодолимой преградой. Обычно в топе находятся профессионалы, которые уже являются членами различных коллективов, но иногда список разбавляют новые имена. За появлением таких лиц тщательно следят. Компании приобретают за небольшие деньги перспективного новичка. После дополнительного обучения и обкатки на различных турнирах его стоимость увеличивается в несколько раз. На этом этапе игрока перепродают или продолжают дальше зарабатывать на нем.

В странах, где преобладает русский язык, профессионал стоит десятки тысяч долларов. Если компании удастся схантить талантливого геймера и дополнительно улучшить его скиллы, то она сможет сделать неплохой навар на перепродаже. Стоимость контрактов некоторых индивидов, которые занимают верхние строчки рейтингов в Dota 2, достигает $1.000.000.

Участие в турнирах

Продвигать себя киберспортсмен также способен, отправляясь на турниры. Крупные мероприятия есть в Москве и Санкт-Петербурге, где новенькие вполне могут зарекомендовать себя. Регулярно проходят ланы – киберспортивные состязания в офлайне. Формат предполагает проведение компьютерных или азартных игр в определенном месте – в компьютерном клубе либо на киберарене. На таких событиях обычно присутствуют полупрофессиональные игроки, представители различных брендов из мира киберспорта. Важно, что здесь можно показать свой талант. Если человек имеет невысокий ранг, хорошей игрой он сделает себя заметной фигурой.

Российская академия киберспорта Фанбо

Опыт участия в подобных соревнованиях чрезвычайно ценен для организаций, имеющих собственные команды в различных дисциплинах. Кроме того, никто не мешает собрать собственный состав из малоизвестных геймеров и победить в турнире. В случае такого исхода событий внимание людей из индустрии обеспечено. Но стоит принять во внимание тот факт, что компания может заключить контракт как со всем коллективом, так и с отдельным перспективным парнем.

Николай Голос о Funbo

«Над проектом мы начинали работать вместе с талантливым сокурсником, Иваном Бормоткиным. Осенью прошлого года с нами связался по электронной почте Дмитрий Гуралев, специализировавшийся в то время на организации индивидуальных тренировок. После недолгих обсуждений он стал частью команды. Втроем мы неделю потратили на обсуждение будущей бизнес-модели. В итоге выбрали, как нам казалось, самую перспективную. Почти сразу отказались от частных занятий, так как трудно заниматься их масштабированием. Решили прорабатывать идею с отдельным сервисом, предлагающим комплексные услуги. С тех пор развиваем это направление», – рассказал журналистам предприниматель.

Бизнесмен также сообщил о двух партнерах: Даниле Гилеве (MeTTpuM) и парне по имени Александр Кучеря DkPhobos. Первый был найден с помощью Ивана Карпова (4SV), занимающего должность менеджера коллектива Gambit в дисциплине «Дота». «Он как-то написал нам, чем мы занимаемся? Мы подробно ответили, узнали, кем он работает. Оказалось, что у него множество связей в среде профессиональных геймеров. Так как мы планировали привлекать опытных игроков, Ваня как раз пришелся кстати. Я попросил назвать людей, которые были бы заинтересованы в сотрудничестве, и он порекомендовал нам несколько кандидатур», – прокомментировал кадровые вопросы Николай.

С каждым тренером, участвующим в развитии платформы, условия работы оговариваются отдельно. Обсуждается, сколько уроков в месяц готов провести ментор, стоимость занятия, другие моменты. В конце месяца по результатам оплачивается труд каждого наставника. Некоторые соглашаются на разовые уроки. Таких людей привлекают в стартап, так как полезен любой опыт, которым готов поделиться знающий ремесло индивид.

Как монетизируется стартап

Николай с коллегами пытаются зарабатывать на проекте, используя формат подписки. Чтобы получить доступ к возможностям платформы, человек должен внести определенную сумму. После оплаты клиент свободно пользуется видеоматериалами, общается с наставниками, тренируется под их руководством. Когда игрок достигает определенного уровня, нарабатывает навыки, ему подбирается команда, вместе с которой он участвует в турнирах.

Механизм работы сервисных модулей, дизайн совершенствуются, и скоро они будут готовы на 100 %. Появляются дополнительные функции. Цена одного курса на апрель 2019 года составляла почти 1000 рублей. Он включает 8 занятий под присмотром опытного тренера. После зачисления средств индивид просматривает видеоуроки через личный кабинет. Предусмотрен функционал для чтения уведомлений администрации ресурса, общения с учителями. После переваривания пакета уроков человек уходит или продлевает доступ, потратив аналогичную сумму.

Важно, что клиент не только смотрит обучающие видео, но и участвует в конкурсах, интерактивных мероприятиях, мелких турнирах, которые проводит сама организация. Это стимулирует геймера к развитию, приобретению новых навыков. Авторы Funbo делают акцент на ценность комплексного продукта. Они говорят, что видеоматериалы легко украсть, но отдельно они не дадут взрывного эффекта. Получая полноценный доступ к сайту, люди могут общаться с тренерами, соревноваться с другими сильными персонами, повышающими свой уровень в Dota 2. Николай говорит: «Нельзя добиться результата исключительно просмотром роликов. Нужно работать с наставником, группой единомышленников, тогда результат будет».

Трудности развития

Стартап мог развиваться стремительнее при наличии большого бюджета. Нехватка финансовых, трудовых, временных и других ресурсов накладывает отпечаток на работу коллектива. Платформу почти полностью тянут два человека, которые вкладывают в него собственные средства. Сторонние инвестиции практически отсутствуют. Первоначально Иван отвечал за аналитическую часть, а Голос решал вопросы дизайна, программирования и создания MVP. Над маркетинговой стратегией, впрочем, ребята работали сообща. Вместе они трудились и над обучающими курсами, проводили custdev, прорабатывали вопросы планирования бизнеса.

Практически ничего не уходило на аутсорс, большая часть задач выполнялась собственными силами. Такой подход позволил авторам Funbo прокачать собственные навыки по многим направлением, но отнял у них больше времени, чем хотелось бы. Кроме того, на первоначальном этапе было много сложностей в общении с аудиторией. Геймеры – люди специфические, имеют определенный склад характера и свои интересы.

«Бывало трудно понять, что нужно клиенту, за что он готов платить. Собеседник вещает одно, но его желания при этом находятся в совершенно другой плоскости. И такие инциденты возникают сплошь и рядом. Это накладывало отпечаток на процесс разработки, так как приходилось часто корректировать сам механизм сервиса и экономическую модель. Есть много книг по теме custdev, в которых говорится, что пользователи регулярно врут. При этом они делают это преимущественно неосознанно, но также и намеренно вводят в заблуждение. Для нас важно было уловить момент, когда это происходит. Сделать это трудно, но мы выработали такой навык», – комментирует ситуацию Николай.

Бюджет и аудитория Funbo

Бюджет авторов на старте составил всего 50.000 рублей. Сейчас ребята только реинвестируют и работают в небольшой плюс. Команда стартапа сотрудничает с эдвайзером, которого удалось найти благодаря Future Technologies. Им стал Дмитрий Кравчук – один из основателей Linguatrip. Он оказал помощь в подготовке последнего курса, так что создатели платформы привлекли на него больше клиентов.

В среднем на один «семестр» фирма набирает от 100 до 150 человек. Имеется тенденция к росту аудитории. Кроме того, стартап объединил силы с частной школой, которая организовывала персональные тренировки. Ее клиентами были 200 игроков. Теперь они пользуются функционалом сервиса. За полгода обучение в стартапе прошли больше 500 геймеров. На рассылку в соцсети «ВКонтакте» подписано 9 тысяч пользователей.

Целевой аудиторией стартапа являются люди 16-20 лет, которые заинтересованы в развитии в дисциплине «Дота 2». Они имеют свободное время, которое с удовольствием посвящают видео или азартным играм, тратят его на прохождение обучающих программ. Молодежь следит за новостями индустрии, регулярно читает материалы о деятельности и внутренней кухне киберспортивных команд и организаций. Эти люди хотят достичь успеха в киберспорте, но сначала им нужно получить профессиональный статус. Сделать это можно, только повысив свои навыки до определенного уровня. В основном клиентами Funbo являются парни, но иногда приходят и девушки. Трудность в том, что для них сложнее подобрать коллектив.

Авторы сервиса говорят о том, что затраты на рекламу часто непропорциональны результату. Однажды они вложили в привлечение заинтересованных индивидов 15.000 рублей, но не получили отдачи. В другой раз ребята делали все, не потратив ни копейки, и смогли привлечь десятки новых пользователей. Создатель сервиса говорит о том, что важно понимать, как привлечь нужную аудиторию. Этот навык также приходит с опытом.

Конкуренты на западном и российском рынке

В РФ действует обучающий проект MoreMMR, запущенный в работу одним из основателей «Нетологии», Максимом Древалем. Это платформа, которая предлагает видеокурсы. С недавних пор они также проводят турниры, предлагают услуги не только русскоязычным игрокам, но и европейцам. Похожий сервис действует в Бразилии. Его автором является человек под ником FalleN. Его задачей является поиск талантов и раскрытие их потенциала. Он помогает попасть новичкам в мир профессионального киберспорта. Некоторые наработки конкурентов используют и в питерском стартапе.

Голос говорит о том, что многие хотели бы зарабатывать на обучении дисциплине Dota 2, но пока не выработана устойчивая модель. Как только кому-то удастся ее реализовать, он подомнет под себя большую часть рынка. Так однажды произошло с Google в сфере поисковых систем. Николай подчеркивает, что важно стать первым, кто отыщет эффективный механизм.

MoreMMR уступает Funbo по ряду пунктов, но в целом данная структура находится на более позднем эволюционном этапе. Конкуренции с ней ребята опасаются, но не делают из существования оппонента трагедии. Кроме того, конкурент инвестируется, чего нет у питерцев. Данный сервис также продолжает развиваться, экспериментировать, пробовать новые схемы.

Европейский рынок гораздо масштабнее российского. Здесь больше пользователей с деньгами, которые готовы вкладываться в собственное обучение. Авторы стартапа планируют в будущем привлекать эту аудиторию, но сначала намерены увеличить количество дисциплин на российском рынке, чтобы не ограничиваться исключительно «Дота 2». Аналитические агентства Superdata, Newzoo и другие говорят о том, что аудитория киберспорта будет прирастать на 15 % каждые три года. Больше людей будут хотеть стать профессиональными киберспортсменами.

Перспективы развития Funbo

В стартапе пробуются разные бизнес-модели. У схем с тренерскими курсами и сбором команд имеются неплохие продуктовые метрики (уровень возврата, lifetime value и так далее). Эти направления и будут дальше развиваться и масштабироваться. Трудность пока состоит в поиске партнеров, которые являются участниками индустрии киберспорта. Это могут быть различные организации, частные проекты, относящиеся к индустрии. Важно чтобы они имели больший масштаб и свободные средства. Без финансовых вливаний продвижение продукта идет слишком медленно. Долго и продуктивно трудиться на безвозмездной основе невозможно.

Основатель Funbo надеется найти инвестора, способного оказать сервису всестороннюю поддержку. Сейчас стартап минимально окупается, но средств для развития недостаточно. Нет денег, чтобы содержать сотрудников. Свободную наличность поглощают тренеры и реклама. При наличии инвестиций продуктом могло бы заинтересоваться в разы больше людей. Голос говорит, что сейчас идут переговоры с некоторыми компаниями, но деталей пока не раскрывает.

Николаю приходится совмещать работу и учебу в магистратуре, что накладывает определенные ограничения. При этом первый пункт бизнесмен считает для себя более важным, так как он приносит опыт. Автор стартапа также рассказал, что его любимым сериалом является «Игра престолов», который вряд ли кому-то удастся переплюнуть в ближайшее время. Начинающим предпринимателям он порекомендовал ознакомиться с сериалом «Во все тяжкие», где есть много полезных фишек для начинающих капиталистов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *