Исследователи обнаружили, что мышечная усталость, вызванная чрезмерной нагрузкой при наработке какого-либо нового навыка, отрицательно влияет на результат и ухудшает процесс обучения в дальнейшем.
Исследование, опубликованное в журнале «Elife», показало, что распространенная практика физических тренировок до истощения сил скорее вредит, чем приносит пользу.
Говорят, что практика — путь к совершенству. И интенсивное повторение движений является обычным способом обучения во многих дисциплинах — от игры на музыкальных инструментах до повышения мастерства в хирургии — всё же усталость снижает способность к выполнению действий.
«Удивительно мало известно о влиянии мышечной усталости на способность к обучению и усовершенствованию навыков, — говорит Мерет Брандшайдт, сотрудник медицинской школы Университета Джона Хопкинса. — В этой работе мы хотели отделить воздействие усталости на выполнение задачи от её влияния на способность к обучению и развитию».
Участвовавшие в исследовании 120 испытуемых должны были в течение двух дней освоить некое «сдавливающее» действие. Их снабдили устройством, преобразующим усилие в сигнал, посылаемый в компьютер, которое они должны были удерживать большим и указательным пальцами доминирующей руки. При каждой попытке участники должны были сдавливать датчик с переменным усилием, управляя движением индикатора на экране компьютера.
В первый день опытов часть испытуемых должна была продолжать сдавливания до наступления мышечного утомления, которое определялось по силе оказываемого давления. На второй день обе группы выполняли задание, не достигая порога усталости. Выяснилось, что способность улучшить выполнение упражнения на второй день снизилась в группе, которая достигла границы усталости в первый день. На самом деле им потребовались два дополнительных дня тренировок без достижения усталости, чтобы догнать контрольную группу.
Однако самый поразительный результат был получен в следующем эксперименте. При тестировании производительности нетренированной и неуставшей руки в задаче на сдавливание обнаружилось, что люди, достигшие порога утомления, показывали худшие результаты как с работавшей, так и с неуставшей рукой. Это говорит о том, что усталость влияет на механизм обучения моторным навыкам в мозге. Чтобы подтвердить это, учёные применили электромагнитную стимуляцию для нарушения в мозге процессов, сопутствующих запоминанию новых навыков. Это частично смягчило влияние усталости на обучение навыкам, что предполагает влияние утомления на формирование воспоминаний, способствующих сохранению новоприобретённых навыков.
В конце исследователи проверили, влияет ли мышечная усталость только на выполнение заданий, требующих точной моторики. Как «уставшим», так и обычным участникам было предложено нажать на 10 клавиш на компьютерной клавиатуре в определённой последовательности — при этом не было отмечено разницы в правильных результатах между первым и вторым днём. Это показывает, что вредное влияние мышечной усталости на способность к обучению зависит от заданий, требующих тонкой настройки моторики, но не влияет на выполнение более интеллектуальных задач.
«Мы показали, что обучение в состоянии усталости отрицательно влияет на способность приобретать новые навыки, — делает вывод Пабло Сельник, сорудник медицинской школы Университета Джона Хопкинса. — Наши результаты следует принимать во внимание при разработке тренировочных и обучающих процедур в спорте и музыке, а также в реабилитационных программах».