Возможность представить себя в образе Альберта Эйнштейна позволяет раскрыть ранее недоступные ресурсы мозга. Участники исследования с привлечением технологии виртуальной реальности, воплотившиеся в образ Эйнштейна, были меньше склонны к бессознательному следованию стереотипам в отношении людей старшего возраста, тогда как люди с низкой самооценкой показали лучшие результаты в когнитивных тестах. Опубликованное в Frontiers in Psychology, исследование предполагает, что восприятие тела мозгом удивительно гибко. Этот подход может найти применение в образовании.
«Виртуальная реальность может создать иллюзию виртуального тела, заменяющего собственное, — говорит профессор Мэл Слейтер из Университета Барселоны. — В виртуальной реальности с эффектом погружения участники могут видеть отражение своего нового тела в зеркале, и оно точно следует их движениям, помогая создать мощную иллюзию того, что виртуальное тело является реальным».
Предыдущие исследования обнаружили, что виртуальное воплощение способно оказывать сильное влияние на психологические установки и поведение. Например, белые люди, примерившие виртуальное тело с чёрной кожей, проявляли меньше бессознательных стереотипов (называемых безотчётными предубеждениями) по отношению к чернокожим.
«Нас интересовало, сможет ли виртуальное воплощение повлиять на когнитивную деятельность. Если мы предоставим кому-либо узнаваемое тело, представляющее высокий интеллект (например, Альберта Эйнштейна), покажет ли такой человек лучшие результаты в интеллектуальных задачах?»
В эксперименте на виртуальное воплощение участвовали 30 молодых людей. Перед перевоплощением участники выполнили три задания: задание для определения способности к планированию и решения задач; задание для определения уровни самооценки; и предназначенное выявить безотчётное предубеждение по отношению к людям старшего возраста. Это последнее задание должно было помочь определить, изменит ли опыт воплощения в теле старого человека отношение к людям старшего возраста.
Испытуемые надели костюм, отслеживающий движения тела, и шлем виртуальной реальности. Половина участников перенеслась в виртуальное тело Эйнштейна, а другая половина — в тело обычного взрослого. Выполнив в виртуальном теле несколько упражнений, они повторно прошли тесты на безотчётное предубеждение и когнитивные тесты.
Исследователи обнаружили, что люди с низкой самооценкой лучше справлялись с когнитивными заданиями, находясь в образе Эйнштейна, по сравнению с действующими в виртуальном деле обычного человека. Также «Эйнштейны» показали меньшее предубеждение в отношении людей старшего возраста.
Предубеждение основано на восприятии другого как имеющего отличия. «Пребывание» в более старом теле, возможно, изменило психологические установки участников, размыв различия между собой и более старыми людьми.
Аналогично, пребывание в «теле» очень умного человека могло заставить участников думать о себе по другому, раскрыв психические ресурсы, недоступные в обычных условиях.
Что наиболее важно, эти улучшения когнитивных функций происходили только у людей с пониженной самооценкой. Исследователи предполагают, что такие люди получат наибольшее преимущество от изменения самовосприятия. Пребывание в образе известного учёного могло усилить их уверенность в себе во время когнитивного тестирования.
Для дальнейшего этого феномена требуются опыты с бОльшим числом участников, мужчин и женщин. Но результаты уже позволяют предположить, что этот подход может быть полезен в образовании, особенно людям с низкой самооценкой.