Сегодня технология редактирования генома стала дешёвой и доступной, поэтому министерство обороны США уделяет ей большое внимание. Биологическое оружие может пополнить арсенал военных или попасть в руки террористов – это лишь вопрос времени.
Чтобы не оказаться застигнутым врасплох, минобороны США поручило Национальной академии наук составить отчёт о состоянии биологической защиты в Америке. Специалисты пришли к выводу, что в этой области есть проблемы.
Учёные оценили опасность, связанную с редактированием генома и другими биоинжиниринговыми техниками, и выяснили, какие меры защиты можно предпринять. По данным специалистов из Массачусетского технологического института, минобороны США обеспокоено тем, что существующие вирусы или бактерии могут быть подвергнуты обработке, после которой они станут ещё опаснее.
Многие рекомендации минобороны (инвестирование в здравоохранение и создание вакцин) расходятся с приоритетами правительства. Америка вкладывает средства в оборону и сокращает финансирование здравоохранения, хотя последнее вносит гораздо больший вклад в укрепление национальной безопасности.
Авторы отчёта предлагают развивать три направления для повышения сопротивляемости биохимическим атакам: это распознавание нападения, определение вида угрозы и устранение последствий.
Учёные призывают создать эффективную систему здравоохранения, силами которой можно распознать эпидемию или биологическую атаку, предотвратить их, а также принять ответные меры. По сообщениям The Atlantic, сегодня американская система здравоохранения с трудом справляется даже с тяжёлой эпидемией гриппа. Лечение известных вирусов наподобие гриппа или Эболы во многом зависит от крупной и неустойчивой международной сети поставок. Американские больницы – это, как правило, независимые организации, которые будут недовольны дороговизной подготовки к таким эпидемиям.
Минобороны и Национальная академия наук США утверждают, что благодаря надёжной и хорошо финансируемой системе здравоохранения страна сможет пережить нападение, даже если не удастся мгновенно найти препарат для лечения переживших биологическую атаку. Америка финансирует Центры по контролю и профилактике заболеваний, однако, как утверждают журналисты The Atlantic, средства выделяются после появления проблем, а не заранее. Политики не склонны проявлять интерес к угрозе, пока она не даст о себе знать.
Улучшенная система здравоохранения помогла бы распознать атаку до того, как ситуация выйдет из-под контроля. Если врач обнаружит странную болезнь, то к изучению случая подключится целая сеть клиник. Возможно, будет обнаружен нулевой пациент, что не позволит болезни распространяться.
Минобороны США в отчёте также призывает способствовать разработке вакцин и повысить их доступность для граждан. Никто не будет нападать на страну, у которой есть неуязвимость к оружию. Вновь вполне очевидное решение считается чем-то невероятным в стране, в которой многие (включая президента) выступают против вакцинации.
Авторы отчёта выражают беспокойство по поводу удешевления технологии редактирования генома и биохакерства. Компании, которые занимаются синтезом ДНК, не исследуют короткие последовательности ДНК (менее 200 пар) на предмет вредоносного использования. Как правило, эти компании должны сравнивать новые последовательности с патогенными. Исследователи или генетики-любители могут купить короткие последовательности. Они способны создать патогенные последовательности с нуля или сделать опаснее уже существующие.
В прошлом короткие последовательности ДНК никто не проверял, так как для создания опасного вируса или бактерии необходимо огромное количество нитей ДНК, а их невозможно было найти, не дав кому-нибудь большую взятку. Однако сегодня злоумышленники могут собрать необходимое количество материала: достаточно покупать лишь короткие последовательности и не привлекать внимания.
Авторы отчёта предлагают создать отдельную процедуру проверки для ДНК, в ходе которой специалисты определят вероятность использования последовательности в качестве оружия. Не исключено, что с этой задачей удастся справиться с помощью машинного обучения.
Учёные, способны создавать биологическое оружие, заключают множество договоров о том, что делать этого не будут. Однако веры в благонадёжность учёных недостаточно для того, чтобы предотвратить эпидемию.
Технология редактирования генома оказалась доступной не только сотрудникам государственных или университетских лабораторий, но и любителям, а также независимым биотехнологическим компаниям. Эта доступность может привести как к великим открытиям, так и к катастрофе по вине тех, кто не руководствуется кодексом чести.
Минобороны США говорит о необходимости контроля над исследованиями в области синтетической биологии вне зависимости от того, проходят они в лаборатории университета или в гараже энтузиаста. Выявить злоумышленников будет проще, если каждому учёному для проведения манипуляций с генами придётся получать разрешение. Необходимо лишь убедиться в том, что подобные ограничения вводятся из соображений безопасности, а не по политическим мотивам или воле руководства.
Неизвестно, изменит ли отчёт сложившуюся ситуацию. Вряд ли вопрос будет вынесен на обсуждение, а политики ринутся принимать законы. Документ лишь намечает план действий и выявляет проблемы, которые беспокоят биологов и экспертов по безопасности. Как минимум, это свидетельствует о том, что минобороны США задумывается о пути дальнейшего развития науки, в основе которого лежит безопасность и ответственность, а также нежелание мешать труду учёных.