Для большинства людей кульминацией благополучной жизни является «хорошая смерть», хотя то, что это означает, связано с определёнными страхами. Исследователи из Школы медицины Сан-Диего при Калифорнийском университете изучили опубликованные на английском языке рецензируемые отчёты по качественному и количественному анализу определений «хорошей смерти» и в конечном итоге выделили 11 основных факторов, связанных с благополучным завершением жизненного пути.
Результаты исследования были опубликованы в апрельском выпуске журнала American Journal of Geriatric Psychiatry.
Группа учёных, возглавляемая директором научно-исследовательского института по проблемам старения Сэма и Розы Штейнов в Калифорнийском университете Дилипом Эсте, сосредоточила своё внимание на трёх группах участников: пациентах, членах семьи (до или во время тяжёлой утраты) и медицинских работниках.
«Впервые данные от всех вовлечённых сторон были собраны воедино, — сказал Эсте, который также является заместителем декана факультета здорового старения и ухода за пожилыми в Школе Медицины Сан-Диего. — Смерть, очевидно, является противоречивой темой. Люди не любят говорить об этом, но мы должны. Очень важно говорить честно и открыто о том, какую смерть предпочёл бы каждый из нас».
Поиск литературы проводился на основе 32 специальных исследований. Было определено 11 основных вопросов, связанных с «хорошей» смертью: предпочтения в процессе умирания, безболезненное состояние, религиозность / духовность, эмоциональное состояние, завершение жизненного пути, предпочтения при оказании помощи, дань уважения, семья, качество жизни, отношения с лечащим врачом и другие.
Три самых важных темы во всех группах включали предпочтения в процессе умирания, безболезненное состояния и эмоциональное благополучие. Что касается других тем, то разные заинтересованные стороны уделяли им различное внимание. Например, пациенты считают важным вопрос религиозности / духовности чаще, чем члены семей, по мнению которых более важное значение для благополучной смерти имеют дань уважения и завершение жизненного пути. Работники здравоохранения, как правило, выражали мнения как нечто среднее между мнениями пациентов и членов семьи.
«Клинически, мы часто видим разницу между тем, чему пациенты, члены семьи и работники здравоохранения придают наибольшее значение для человека, находящегося на пороге смерти, — говорит психолог онкологического центра в Школе медицины Сан-Диего Эмили Мейер. — В конечном счёте, экзистенциальные и другие психосоциальные проблемы могут преобладать среди пациентов, и это служит напоминанием о том, что мы должны изучать все аспекты оказания помощи, необходимой им на пороге смерти».
Самое важное в этом , считает Эсте, это «спросить пациентов».
«Как правило, пациенты знают, что им нужно, и когда с ними говорят об этом, это облегчает их состояние. Это даёт им чувство контроля. Я надеюсь, что эти выводы будут способствовать более широкой дискуссии по всему спектру проблем».