В декабре 1608 года голландский мастер Иоганн Липперсгей получил неутешительные новости: голландцы отвергли его права на эксклюзивный патент на изобретение подзорной трубы. Ему отказали не потому, что созданный им инструмент не оправдал ожиданий – подзорная труба, действительно, была много раз успешно протестирована после приезда Липперсгея в Гаагу тремя месяцами ранее, стремившегося получить награду за своё чудесное изобретение. Каждый раз оптический прибор безотказно приближал отдалённые объекты – будь-то шпиль далёкого кафедрального собора, колокольня в другом городе, корабли на горизонте; в него можно было даже заметить подход армии неприятеля. Все только и говорили о волшебной трубе и желании приобрести её. Новости распространялись по городам быстрее, чем туда привозили новинку — неудивительно, что подзорные трубы были самой обсуждаемой технологической новостью в первом десятилетии 17-го века.
Возможность увидеть что-то хоть немного ближе вполне устраивала большинство потребителей новомодного гаджета. Поэтому множество потенциальных рационализаторов бросилось в конкурентную борьбу, когда каждый предлагал свою собственную версию этого изделия эпохи Ренессанса. На рынке появились подзорные трубы разного качества по доступным ценам, чтобы привлечь как можно больше покупателей — но лишь с незначительными улучшениями оригинальной конструкции. В этом то и была вся проблема Липперсгея: изготовить зрительную трубу было не слишком сложно.
В качестве утешения голландцы заказали у него ещё два образца. Если бы он не умер вскоре после выполнения заказа, 29 сентября 1609 года, возможно, современный немецкий производитель оптики так и вёл бы в меру успешный бизнес, продавая подзорные трубы. Изобретатель безвременно ушёл в могилу, не вынеся унижения от того, что его изобретение назвали в честь тех людей, которые отказали ему в патенте — оно стало «голландской подзорной трубой».
Когда жизнь Липперсгея уже приближалась к концу, аналогичная демонстрация уже другой подзорной трубы — с совсем другими последствиями для её нового создателя — состоялась в Венеции. В конце сентября 1609 года профессор математики по имени Галилео Галилей, уроженец Тосканы, которого наняли в Венецианской республике преподавать в университете Падуи, убедил самых влиятельных граждан республики сделать то, что с тех пор стали делать все туристы: подняться, запыхавшись, на колокольню на площади Сан-Марко, чтобы осмотреть чудесную панораму города, его прекрасные лагуны и окружающие ландшафты. Однако, Галилей позвал их не просто полюбоваться великолепием Венеции, а чтобы показать, как работает созданный им новый оптический инструмент.
Тогда этот инструмент называли чаще линзой, дальнозорким стволом или по латыни «perspecillum», чем подзорной трубой», а слово «телескоп» появилось уже после 1611 года. В отличии от жадных голландцев, венецианцы облагодетельствовали изобретателя.