Что означает турецкое слово küçük (произносится как кучук) — «большой» или «маленький»? Если человек, не зная языка, выбирает второе значение, то окажется прав – но, оказывается, для такой интуиции могут быть когнитивные объяснение.
В исследовании, опубликованном в научном издании Cognition в начале года, учёные проверили способность людей угадывать значения слов по их звучанию.
Специалист по организации психики Кейтлин Банкиерис из Университета Рочестера и психолог и ведущий эксперт в области синестезии Юлия Симнер называли участникам эксперимента 400 прилагательных на 10 языках, которых они не знают: албанском, голландском, гуджарати, индонезийском, корейском, китайском, румынском, тамильском, турецком и йоруба. Слова были разбиты на категориям в зависимости от значения: большой / маленький, яркий / тёмный, вверх / вниз и громкий / тихий. Участникам произносили эти слова вслух, а те пытались догадаться об их значении.
Результаты показали, что некоторые люди способны лучше понимать иностранные слова, когда они воспринимают их смысл по звучанию. Люди с синестезией – то есть, те, у кого появляются определённые ощущения при стимуляции других (например, они могут почувствовать вкус яблок, когда видят число 5) — чаще других правильно угадывали значение «звукоподражающих» или фоносемантических слов.
В целом, как люди с синестезией, так и без неё, угадывали значение слов чаще, чем при случайном выборе, но результаты синестетов были значительно лучше, чем у их коллег, при угадывании значений некоторых слов.
Хотя размер выборки и небольшой — всего 76 человек, результаты исследования оказались весьма интересными в отношении этого довольно плохо изученного языкового феномена. Как пишет Банкиерис: «Наше исследование даёт возможное нейронное обоснование звуковому символизму».
В лингвистике идея «звукового символизма» заключается в том, что существует базовое соотношение между тем, как слова звучат и что они означают, и этим иногда пользуются в поддержку теории, что есть некоторые основные общеязыковые значения, которые люди жёстко связывают с определёнными звуками.
Но некоторые специалисты утверждают, что синестезия, которая встречается у 4 процентов людей, на самом деле является чрезмерным проявлением ассоциаций, которые формируются с раннего возраста — способности, теряемой большинством из нас со временем, и объясняющей, почему дети так хорошо усваивают другие языки.
Исследователи считают, что, если синестеты проявляют лучшие способности в выявлении образцов звукового символизма, то это может помочь рассказать о том, как все люди учат и воспринимают язык – если есть единая связь между звуками и смыслами для всех языков, то все люди, независимо от степени развития синестезии, должны быть способны понимать их.
Но некоторые считают, что даже если такая связь между звуками и смыслами универсальна, однако, это не означает, что такие способности у людей являются врождёнными. Кроме того, не всяким словам присущ звуковой символизм, поэтому такая связь может хорошо работать для слов, которые связаны с размерами — большой или маленький, но не для слов, которые относятся к форме.