НАСА выделяет из своего бюджета на 2016 год 30 млн. долларов на развитие программы Clipper, которая включает концепции исследования ледяного спутника Юпитера — Европы.
Уже этим летом специальная экспедиция повторно отправится на ледник Матануска на Аляске, чтобы провести испытания криобота VALKIRIE (Автономный робот глубокого бурения с киловаттным лазером). В ходе прошлогодних испытаний криобот с успехом пробился на глубину в 31 метр внутрь ледника, теперь учёные рассчитывают достичь его дна, проплавив тоннель около 500 метров.
Но это ничто по сравнению с толщей льдов Европы, составляющих 20 – 30 км — так что задача прохождения льдов там намного сложнее. Мощный лазер криобота нагревает и расплавляет лёд под ним, часть энергии системы при этом отводится в оптоволокна, которые окружают корпус VALKIRIE и поддерживают растопленную воду в жидком состоянии.
Для исследования подлёдных морей и океанов Европы, глубина которых предположительно может достигать 100 км, планируется разработка нескольких концептов таких подводных роботов.
По одному из них предлагается создать робота-исследователя в виде кальмара с короткими усиками-антеннами, а по другому — в виде угря с решёткой для сбора энергии от изменяющихся магнитных полей Европы. Предполагается, что внеземная жизнь, если она существует на Европе, должна получать энергию для своей жизнедеятельности подобным же способом.
Собранная энергия будет использоваться для разложения воды электролизом, а полученные водород и кислород — приводить роботов в движение реактивной силой за счёт микровзрывов.
Также предлагается концепция атмосферного спутника, состоящего из двух планеров, связанных прочным кабелем — при этом верхний планер, находясь в верхних слоях стратосферы, играет роль воздушного змея, а нижний — якоря. В случае успеха подобный спутник мог бы летать несколько лет и пригодиться как для исследования атмосферы Европы, так и атмосферы Земли.
Ребят вы хоть не позорьтесь. Европа спутник Юпитера, а не Сатурна.
Европа — это спутник Юпитера, а не Сатурна. Исправьте, а то даже читать не хочется.