Наши глаза непрерывно бомбардируются визуальной информацией — миллионы цветов, форм и постоянно меняющихся движений. Однако мы осознаём далеко не всё из того, что видим.
Исследователи обнаружили причину этого: наш мозг выполняет автоматическое визуальное сглаживание с течением времени. Они доказали, что наше визуальное восприятие вещей зависит от того, что мы видели 15 секунд назад. Это помогает создавать стабильную среду, хотя и жертвуя некоторой точностью.
Автор исследования Джейсон Фишер, нейробиолог из Массачусетского технологического института, провёл серию экспериментов, в ходе которых он демонстрировал различным субъектам образ чёрно-белой решётки, наклонённой под случайным углом в течение полусекунды. Затем он просил их определить ориентацию решётки, которую они только что видели. После этого, несколько секунд спустя, он демонстрировал другую решётку, и снова просил определить её угол.
Предполагалось, что если субъекты точно видят решётки, их ответы не будут коррелировать с демонстрациями предыдущих решёток, так как их ориентации были случайными. Вместо этого, ответы показали сильную зависимость от углов, под которыми они видели решётки ранее – вплоть до 15 секунд.
Например, если первая решётка была наклонена влево, а вторая была вертикальной, субъект видел вертикальную решётку как наклонённую влево.
Данные этого исследования были опубликованы в журнале Nature Neuroscience. Их главный вывод – наш мозг работает в качестве своеобразного фильтра, отсеивающего ненужную информацию, особенно поступающую от периферийного зрения.
Это чувство хорошо знакомо охотникам при стрельбе по быстро перемещающимся мишеням, вроде зайца, когда вдруг видимый мир исчезает и в поле зрения остаётся только объект охоты. И только после выстрела в поле зрения возникают собаки, хотя именно они гнали дичь под выстрел.
Существование полей непрерывности зрения весьма заинтересовало других учёных, не принимавших участие в данном исследовании, и они планируют заняться этой проблемой в свете отображения картины реального мира нашими чувствами.