Если вы хотите прочно усвоить какую-то информацию, приобретите альбом для рисования и начните зарисовывать слова или понятия, которые хотите запомнить. К такому выводу привела серия исследований, результаты которых опубликованы в «Quarterly Journal of Experimental Psychology». Опыты показали, что рисование – мощный вспомогательный стимул к запоминанию.
Джеффри Уоммс и его коллеги вначале предложили нескольким десяткам студентов, участников эксперимента, 30 легко иллюстрируемых слов, таких как, например. «яблоко». У них было 40 секунд для того, чтобы несколько раз записать или нарисовать каждое слово. Затем они получили тест на запоминание, о котором предварительно не были предупреждены. Участников попросили вспомнить как можно больше слов из ранее предложенного списка. Они вспомнили вдвое больше «нарисованных» слов, чем написанных. Преимущество рисования сохранилось и в другом варианте эксперимента, при котором 40 секунд расходовались либо на многократное рисование каждого слова, либо однократное записывание, а затем добавление визуальных деталей, например, штриховки.
В ходе дальнейших экспериментов с десятками новых студентов, исследователям удалось подтвердить, что рисование является лучшим вспомогательным средством для запоминания, чем визуализация слов, а также чем запись и описание физических характеристик значения каждого слова (предназначенное для более глубокого проникновения в смысл слов), и более эффективным по сравнению с рассматриванием рисунков с соответствующими изображениями.
Преимущество рисования сохранилось и в том случае, когда участникам давали лишь 4 секунды на зарисовку каждого слова. Тот же эффект наблюдался как при индивидуальном выполнении задания, так и при совместной работе в лекционной аудитории.
Исследователи полагают, что рисование обладает таким эффектом, поскольку задействует множество разных ментальных процессов, известных своим позитивным воздействием на запоминание, таких как, например, визуализация и тщательное изучение деталей. «Мы выдвигаем гипотезу, что рисование, благодаря органичной интеграции его составных элементов, производит синергический эффект, таким образом его общее позитивное воздействие на запоминание оказывается большим, чем сумма всех компонентов», говорят авторы исследования.
Они признают, что для доказательства применимости и полезности полученных результатов в реальной жизни потребуются новые исследования: «Хотя мы показали, что эффект рисования устойчив в ходе группового тестирования, в то же время контент состоял лишь из единичных слов, что трудно назвать репрезентативным результатом для научной работы».