Исследование, опубликованное в Британском медицинском журнале (BMJ), показало, что те, кто завтракает, потребляют значительно больше калорий, чем те, кто пропускает этот приём пищи, и, в конечном итоге, это приводит к тому. что вес у первых обычно больше.
В течение десятилетий эксперты в области здравоохранения призывали людей не пропускать завтрак, предупреждая, что те, кто пытается снизить вес, пропустив утренний приём пищи, просто начнут перекусывать позже.
Подпись к изображению:Специалисты здравоохранения советовали людям на диете не пропускать завтрак
Но новое исследование, проведённое австралийскими исследователями, показало, что те, кто пропускал завтрак, потребляли в среднем на 260 калорий в день меньше.
Предыдущие исследования утверждали, что употребление пищи на завтрак ускоряет обмен веществ и может помочь людям, сидящим на диете, не переедать позднее в течение дня.
Тем не менее, новое исследование предполагает иное — ученые установили, что те, кто пропускает завтрак, не компенсируют это дополнительным потреблением еды в течение дня.
Исследователи также не нашли существенных различий в скорости метаболизма между любителями завтрака и пропускающими его. Предполагается, что нет никаких доказательств того, что завтраки помогают в потере веса из-за «эффективного» сжигания калорий в начале дня.
Эксперты из Университета Монаша в Мельбурне изучили 13 рандомизированных контролируемых исследований в странах с высоким уровнем доходов, в том числе и в Великобритании.
Большинство исследований отслеживали участников менее месяца, а самое длительное продолжалось 16 недель. В среднем, те, кто пропускал завтрак, были на 0,4 кг легче, чем те, кто этого не делал.
В конечном итоге учёные заявили: «Это исследование предполагает, что рекомендации включить завтрак не может быть хорошей стратегией для снижения веса».
«Следует соблюдать осторожность при рекомендации завтракать для похудения у взрослых, поскольку это может иметь противоположный эффект».
Призывая к дальнейшим исследованиям, учёные сказали: «Хотя с 1917 года в средствах массовой информации пропагандируется завтрак как самая важный элемент дневного рациона, существует мало доказательств в поддержку того, что это является хорошей стратегией для снижения веса».
Тем не менее, учёные заявили, что завтрак может иметь и другие важные последствия, такие как повышение концентрации внимания у детей.
Тим Спектор, профессор генетической эпидемиологии Королевского колледжа Лондона, сказал, что мантра о важности завтрака укоренилась у большинства из нас с детства и подкрепляется такими призывами, как «прежде чем пойти на работу, надо съесть хотя бы одно яйцо».
«Недостатки пропуска завтрака были опровергнуты несколькими рандомизированными исследованиями», — сказал он.
«Полученные данные в настоящее время позволяют предположить, что пропуск завтрака может быть полезной стратегией для снижения веса».
Доктор Фрэнки Филлипс, врач-диетолог Британской ассоциации диетологов, сказал: «Исследование показывает, что обычный завтрак не является волшебным рецептом для похудения, подходящим каждому».
«Если вы наслаждаетесь завтраком, не отказывайтесь от него, но присмотритесь к тому, что у вас на тарелке».
«Завтрак может стать одним из самых простых действий для обеспечения сбалансированного питания и достижения целого ряда целей в области питания».
Самая важная трапеза дня: как появился миф
Джон Харви Келлог, врач-хирург и его брат в 1895 году изобрели кукурузные хлопья. Будучи управляющим санаторием, он стал популяризировать идею о том, что хлопья на завтрак являются здоровой пищей.
B 1920-х годах продажи бекона в США упали — пока спичрайтеру президента Бернейсу (племяннику Зигмунда Фрейда) не удалось убедить почти 5 тысяч врачей подписать заявление о важности начинать день с большого завтрака. Он получил поддержку по всей стране, несмотря на отсутствие каких-либо научных доказательств.
Фраза «завтрак — самая важная трапеза дня» была придумана в 1944 году компанией «General Foods», производящей зерновые орешки c изюмом. Во время этой кампании реклама на радио объявляла: «эксперты по питанию говорят, что завтрак — самая важная еда дня».
Десять лет спустя, в 1954 году, диетолог Адель Дэвис отчеканила фразу: «Завтракай, как король, обедай, как принц, и ужинай, как нищий».
В 1957 году Фэй Уэлдон возглавил рекламную команду, которая предложила для Британского совета по маркетингу яиц классическую фразу «Иди на работу, съев яйцо». Слоган был частью серии телевизионных рекламных роликов с участием комика Тони Хэнкока в 1960-х годах.