Сегодня хирургия катаракты часто превозносится как чудо современной медицины: непродолжительная амбулаторная процедура, спасающая миллионы людей от слепоты, особенно в развитых странах. Но ничто не совершенно.

Ученые разрабатывают методы более эффективного лечения катаракты
Close-up image of man having annual eyesight examination

«Современная хирургия катаракты — одно из самых замечательных достижений мировой медицины, — говорит Мелинда Дункан, доктор биологических наук в Университете Делавэра. — Благодаря ей в офтальмологии свершилась революция, и количество случаев слепоты в мире резко сократилось».

Но как и у любого вида хирургии, здесь есть побочные эффекты.

Дункан как раз занимается исследованиями (как в краткосрочном, так и долгосрочном плане) этих побочных эффектов, пытаясь найти способы предотвратить так называемую «вторичную катаракту», которая может начаться спустя годы после успешной операции. В сферу ее исследования также входит формирование клеток хрусталика и воздействие, оказываемое на них хирургическим вмешательством.

При возникновении катаракты происходит замутнение хрусталика глаза. Этот процесс развивается постепенно и обычно связан со старением. В конечном итоге пациентам с катарактой одного или обоих глаз начинает казаться, будто они видят мир через мутное стекло.

Хирургическая процедура заключается в удалении замутненного хрусталика через крошечный надрез и замене его новым пластиковым хрусталиком. Дункан уверяет, что методы хирургии и качество искусственных хрусталиков постоянно совершенствуются, обеспечивая все более успешные результаты.

«Однако часть клеток хрусталика остаются неудаленными, — говорит Дункан. — Из них образуется непрозрачная рубцовая ткань».

У некоторых пациентов в возрасте от 40 до 70 эта ткань разрастается, создавая помехи зрению. В среднем через 10 лет после первой операции это может привести к образованию так называемой «вторичной катаракты».

«В большинстве случаев лечение вторичной катаракты не представляет затруднений, но у некоторых пациентов возникает опасность осложнений, включая повреждение сетчатки, — рассказывает Дункан. — Лучше предотвратить развитие вторичной катаракты на начальном этапе».

По словам Дункан, ее команда уже установила, какие вещества лучше всего предотвращают развитие вторичной катаракты.

«Мы надеемся разработать методы клинического вмешательства, которые смогут купировать эту болезнь, способную привести к слепоте, — говорит она. — Наша задача сейчас — создание препарата, способного остановить этот процесс».

В ходе исследования этих процессов Дункан сделала новаторское открытие: клетки хрусталика, сохранившиеся после операции, продуцируют молекулы, которые являются главными возбудителями послеоперационного воспаления глаза.

Это является важным откроытием. После удаления катаракты врачи назначают противовоспалительные глазные капли общего действия, чтобы избежать болей и повреждения сетчатки. Открытие также имеет отношение и ко вторичной катаракте, поскольку из-за воспаления рубцовая ткань распространяется и на другие участки глаза. По словам Дункан, теперь появилась возможность установить точную причину воспаления, сделав терапию более целенаправленной.

«Обычно клетки хрусталика полностью обособлены от иммунной системы и не имеют ничего общего с иммунными клетками, — говорит она. — Но повреждение хрусталика, в том числе и хирургическое, все меняет. Полученные нами результаты были поистине ошеломляющими, так как раньше об этом было совершенно неизвестно».

Открытия, сделанные командой Дункан, стали главной темой публикации, сделанной ими в журнале Investigative Ophthalmology and Visual Sciences.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *