Если перед выполнением теста по математике или выступлением перед большой аудиторией вы ощущаете себя как олень, застигнутый светом фар, вам может помочь простое изменение позы. В исследовании, проведённом в Университете Сан-Франциско 125 студентов проходили элементарный тест — от них требовалось последовательно вычитать 7 из 843 в течение 15 секунд — сгорбившись над столом или сидя прямо и расслаблено. При этом 56 процентов участников почувствовали, что им проще справиться с заданием при выпрямленном положении тела.
Подпись к изображению: Доцент Ричард Харви в Университете Сан-Франциско проводит эксперимент на тему связи между математикой и осанкой
«Для тех, кто не уверен в своих силах, осанка имеет огромное значение, — говорит профессор Эрик Пепер. — Сгорбленная поза «закрывает» их, и мозг не работает так, как мог бы. Они не способны к ясному мышлению». Перед началом исследования студенты заполнили анонимный вопросник, в котором их просили оценить уровень своего беспокойства при сдаче экзамена и выполнении математического задания; также они описали любые физические симптомы стресса, испытываемые во время прохождения теста.
По словам соавтора исследования, доцента Ричарда Харви, сутулая поза является защитной, и она способна пробуждать воспоминания о давнем негативном опыте тела и мозга. Хотя студенты, не испытывающие беспокойства в связи с математикой, не получали настолько значимого преимущества от лучшей позы, они отметили, что выполнять задачи по математике сгорбившись было сложнее.
Пепер и Харви говорят, что эти результаты могут помочь людям приготовиться к выполнению разных задач, вызывающих стресс, и не только математических. Спортсмены, музыканты, ораторы получат положительный эффект от правильной позы до и во время выступления. «У вас есть выбор, — говорит Пепер, — это возможность занять более выгодную позицию для лучшей концентрации».
Такая концентрация особенно полезна студентам, выполняющим задание, вовлекающее так называемую «угрозу стереотипа», объясняет Лорен Мейсон, соавтор исследования и недавний выпускник университета. Будучи студентом в первом поколении, Мейсон способна соотнести себя с такими студентами, испытывающими неуверенность и беспокойство потому, что окружающие считают их неспособными хорошо справиться с заданиями по математике. Мейсон говорит, что она получила положительный эффект, воспользовавшись правильной позой перед выполнением сложных заданий, в том числе математических. Она считает, что выражающая уверенность осанка поможет студентам, а также женщинам, приступающим к занятиям точными науками, на которых тоже может повлиять «угроза стереотипа».
«Я всегда ощущала неуверенность в своих математических способностях, даже имея прекрасные результаты в других предметах, — рассказывает Мейсон, участвовавшая в организации эксперимента. — Отношения с математикой закладываются очень рано, в начальной школе, и негативный опыт может остаться на всю жизнь, влияя на самооценку».
Мейсон считает, что результаты исследования демонстрируют простой способ улучшить жизнь в разных аспектах, особенно в областях, где стресс неизбежен: «То, как мы ведём себя и действуем в пространстве влияет не только на восприятие нас окружающими, но и на наше восприятие самих себя».