Устойчивая к лекарствам малярия становится все более значительной угрозой в Африке и Юго-Восточной Азии, и наша лечебная аптечка с эффективными методами лечения постепенно истощается. Поиск новых лекарств становится все более актуальной задачей.
Искусственный интеллект «Ева», разработанный в Кембриджском университете, помог исследователям обнаружить, что соединение, обычно встречающееся в мыле и зубной пасте, может стать новым оружием в борьбе с лекарственно-устойчивыми формами малярии.
Соединение триклозан, обычно используется для блокирования развития в зубной пасте бактерий, вызывающих появление налета. Ранее было обнаружено, что он ингибирует малярийный рост в культуре, но исследователи неправильно объяснили его эффективность нацеливанием соединения на определенный фермент, известный как эноил-ацильная белковая редуктаза (ENR). Тем не менее, когда ученые попытались улучшить способность триклозана к нацеливанию на ENR, они обнаружили, что это не препятствует росту паразитов.
С помощью робота-учёного «Ева», исследователи смогли обнаружить, что соединение в действительности нацелено на другой фермент, называемый DHFR, уже являющийся общей мишенью противомалярийных препаратов.
На рынке уже существует противомалярийное лекарство, которое также нацелено на DHFR, но сопротивление паразитов препарату растёт. По словам экспертов ЮНИСЕФ, это снижает количество вариантов эффективного лечения этой болезни, которая поражает до 600 миллионов человек и убивает более миллиона человек в год.
ИИ «Ева» удалось ускорить процесс открытия, автономно предполагая и проверяя гипотезы, чтобы объяснить наблюдения, которые делала система. ИИ «Ева» могла проводить собственные эксперименты с использованием лабораторного оборудования, интерпретировать результаты своих усилий, а затем корректировать свою гипотезу и повторять процесс до тех пор, пока не будет найдено что-то значимое.
Такие системы, как ИИ «Ева» и её более ранняя версия, ИИ «Адам», позволяют исследователям значительно ускорить новые открытия лекарств. В свою очередь, такие интеллектуальные системы могут значительно снизить затраты на открытие новых лекарств, сократив необходимый персонал и количество часов работы персонала для достижения прорыва.
Это может быть особенно полезно при разработке методов лечения заболеваний, которые в первую очередь сказываются на развивающихся странах. Теперь коммерческие фармацевтические компании могут исследовать методы лечения, не опасаясь вероятных убытков или неспособности получить прибыль.
Зачастую появление такой вот новой технологии подается публике как состязательный процесс, с упором на то, насколько лучше интеллектуальная система находит решение задач, чем её учёные-коллеги. Но поскольку это нововведение, равно как и другие подобные ему, вполне могут с успехом диагностировать сердечные заболевания и рак лёгких, вопрос состоит в том, насколько успешным будет сотрудничество между людьми и машинами.
Исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.