В США серьёзно озабочены ростом числа заключённых в тюрьмах страны. Содержание преступников обходится казне в немалую копеечку, причём цифры существенно разнятся в зависимости от численности населения и уровня преступности в данном конкретном штате.
В силу этого в США широко используется практика условно-досрочного освобождения лиц, твёрдо вставших на путь исправления. Для объективизации этого процесса применяется анкетирование, причём число вопросов в таких анкетах переваливает за сотню. Среди вопросов имеются как стандартные данные о человеке, как-то: дата, год и место рождения, образование, уровень дохода, занятость, история правонарушений — так и несколько неожиданные вопросы об истории перемещений, обстоятельствах ареста, истории правонарушений родителей и даже сведения о наличии телефона.
Каждому ответу присваивается ранжированная оценка, зависящая, в том числе, и от искренности ответов. А затем по совокупности оценок специальная программа по секретному алгоритму делает вывод о том, насколько анкетируемое лицо склонно к рецидиву и способно ли оно повторно совершать правонарушения. Эта технология разработана компанией Rand Corp. в далёком 1987 году, и уже тогда вероятность правильного прогноза составляла 70%. С тех пор методика неоднократно совершенствовалась, и точность прогноза постоянно возрастала. К сожалению, из-за режима секретности данные о точности прогнозов современных программ отсутствуют.
Совершенно естественно, что использование «электронного правосудия» в столь деликатном деле, как принятие решения об условно-досрочном освобождении вызывает вопросы. Противники этого метода справедливо указывают на существующую вероятность ошибки, которая дорого может обойтись как обществу в целом, так и его конкретным членам. Сторонники метода в качестве аргумента указывают на существенную экономию государственных средств, которая в масштабах США может исчисляться миллиардами долларов.
Например, даже в далеко не самом густонаселённом штате Северная Каролина, применение этой программы способно сэкономить к 2017 году 560 миллионов долларов. Уже сейчас в штате ежегодная экономия составляет почти 84 млн. долларов, и при расширении такой практики к этой сумме может добавиться ещё 32 миллиона.