Должны ли владельцы беспилотных летательных аппаратов иметь возможность направлять свои дроны куда угодно и когда угодно? Этот вопрос все чаще звучит в сообществе «пилотов», поскольку китайская компания DJI, крупнейший в мире производитель квадрокоптеров, все больше ужесточает требования для своих клиентов.
В сущности, этот конфликт является спором об имущественных правах. Многие владельцы дронов ведут бесконечную игру в кошки-мышки, пытаясь избежать ограничений, таких как геозоны в окрестностях аэропортов, то есть «бесполетные зоны», внедренные посредством обновлений по протоколу беспроводной связи прямо в блок GPS дрона. Некоторые пилоты сегодня платят сотни долларов, чтобы уйти из-под наблюдения DJI. Для этого достаточно обратиться в компанию Coptersafe, которая модифицирует дроны, избавляя их от контроля.
«Очень хорошо, что DJI прилагает много усилий для обеспечения безопасности, – сказал представитель компании Coptersafe в интервью ресурсу Motherboard, – но я думаю, что ограничения должны устанавливаться в соответствии с местным законодательством».
Coptersafe.com, небольшой онлайн-бизнес, расположенный в России, продает оборудование и программное обеспечение для модифицированных дронов производства DJI. Модифицированная микросхема для популярной модели Phantom 4 позволяет владельцам обманывать программное обеспечение GPS при полётах аппаратов в границах бесполётных зон, установленных DJI. Другие модификаторы загружаются через интернет в дрон заказчика, как, например, программа для квадрокоптера DJI Mavic Pro, которая также позволяет осуществлять полёты в бесполётных зонах. Coptersafe также продает модификаторы, которые, как утверждается, освобождают дроны DJI от ограничений по высоте полёта и скорости.
В то время как владельцы дронов имеют право официально испрашивать для себя особые исключения, освобождение от соблюдения геозон DJI или даже просить об отключении функции GPS на некоторых квадрокоптерах DJI, интернет-магазин, созданный компанией Coptersafe, позволяет им освобождать дроны от ограничений без потери функций, предоставляемых GPS, в частности, режима «возвращения домой».
Модификаторы также позволяют владельцам направлять свои машины в абсолютно закрытые зоны, такие как воздушное пространство непосредственно над взлетно-посадочной полосой аэропорта.
«В мире, где программа является законом, тот, кто способен изменить её, может весьма неплохо заработать», – отметил один из «пилотов» на странице группы любителей дронов в Facebook.
Представитель компании Coptersafe высоко оценил продукцию DJI, а также признал важность геозонирования, но при этом отметил, что ограничения, введенные компанией, не всегда соответствуют местному законодательству. Он рассказал, что сама идея создания Coptersafe возникла в связи с тем, что компания, специализирующаяся на аэрофотосъемке, столкнулась с проблемами из-за геозонирования DJI, хотя имела разрешение на полеты от местных властей.
С точки зрения многих наблюдателей, этот «джейлбрейкинг» (термин, обозначающий процесс взлома программного кода, который позволяет почти в полной мере контролировать приложения и пользовательский интерфейс, прим. mixednews) является следующим логическим шагом в развитии конфликта по поводу нарушения прав собственности. В то же время Coptersafe уже поднимает волну протеста на онлайн-форумах любителей дронов, где владельцы квадракоптеров DJI в настоящее время пытаются собрать средства для проверки легитимности изделий и услуг Coptersafe.
Не представляет большой сложности отстоять геозонирование DJI и подвергнуть критике тех, кто стремится летать в нарушение этих ограничений. Бесполетные зоны способствуют предотвращению террористических актов, в которых гибнут люди, они помогают остановить безумных «пилотов», подвергающих риску жизни сотен пассажиров авиакомпаний и, наконец, они обеспечивают регулирование движения во все более перегруженном воздушном пространстве, что создает угрозу для всего, что находится под ним на земле. Однако, комментарий представителя компании Coptersafe, с точки зрения многих владельцев дронов, бьет не в бровь, а в глаз: ее модификаторы позволяют использовать продукт, за который они заплатили, именно так, как они считают нужным.
Всегда будет незначительное меньшинство «пилотов», которые создают проблемы, а спор о собственности и о пределах того, что владелец может делать с приобретенным им продуктом, является довольно запутанным. Владельцы квадрокоптеров не хотят, чтобы их всех «стригли под одну гребенку». И те из них, кто «освобождает» свои машины, вовсе не обязательно планирует совершать опасные полеты, в то время как бесполетные зоны существуют в том числе и в таких местах, где вполне возможны безопасные полеты.