Утконос, надо признать, тот ещё кадр. Он – одно из немногих выживших яйцекладущих млекопитающих, у него ядовитые ласты, и к его меховой тушке прилеплен утиный клюв. Похоже, что он – недоразумение эволюции.
И ещё один интригующий аспект его биологии, заинтересовавший учёных – молоко утконоса содержит единственный в своём роде белок, который поможет нам победить устойчивость к антибиотикам.
Порядка 70 лет мы пользуемся антибиотиками при лечении множества заболеваний, например, гонореи и пневмонии. И чем больше мы их применяем, тем более устойчивыми к антибиотикам становятся патогенные микроорганизмы, в результате чего появляются «супербактерии», стойкие к ряду антибиотиков.
Этот простой факт ставит под угрозу жизни миллионов людей только в США. В 2016 году ООН повысила уровень его угрозы до «кризисного». Генеральный секретарь ООН Бан Ки-мун назвал это «фундаментальной долгосрочной угрозой здоровью человечества, устойчивому производству продовольствия и развитию».
Учёные лихорадочно искали средства, способные помочь бороться с устойчивостью бактерий к антибиотикам, и в 2010 году это привело к открытию антибактериальных свойств молока утконоса.
В отличие от прочих млекопитающих, кормящих своё потомство при помощи сосков, молоко утконоса «выпаривается» через кожу на его животе, откуда его малыши могут его слизывать. В таком виде этот процесс происходит более открыто и подвержен воздействию окружающей среды, вот почему молоко утконоса должно иметь антибактериальные свойства.
Чтобы узнать, что именно делает молоко таким, команда исследователей из Организиции научно-промышленных исследований Австралийского союза (ОНПИАС) и Университета Дикина решила воссоздать один из его белков в лабораторных условиях.
Когда они рассмотрели белок под микроскопом, они с удивлением увидели нечто необычное. Объёмная структура этого белка выглядела похожей на завитушки. Поэтому, ничтоже сумняшеся, команда окрестила этот белок «Ширли Темпл» из-за его сходства с её кудряшками.
Исследователи верят в то, что эта уникальная структура позволит создать новое лекарство, чтобы сокрушить «супербактерии». Они ищут коллег, занятых такими же поисками, чтобы помочь им провести как можно больше исследований, и ускорить выход нового антибиотика на рынок.
И да, у нас почти не осталось времени.