Поездки в автомобиле являются одним из самых раздражающих факторов современной жизни. Стояние в пробках сжигает наше время, топливо и создаёт дополнительное загрязнение окружающей среды. Но теперь этому может найтись противоядие — профессором МТИ Бертольдом Хорном разработано ПО для предотвращения заторов.
Оно может быть встроено в уже имеющееся на борту автомобиля компьютерное оборудование.
Хорн представил транспортный поток в виде потока жидкости, где автомобили играют роль частиц жидкости, и вывел условия ламинарности потока. При этом он учёл не только расстояние до впереди идущей частицы, но и расстояние, и скорость движения частицы сзади. Если все участники движения придерживались безопасной дистанции и следовали алгоритму (дистанция больше — ускоряйся, меньше – тормози), то катастроф не наступало. В противном случае движение всегда заканчивалась катастрофой – система начинала вибрировать и вместо поступательного движения вперёд точки начинали колебаться на месте.
Профессор Хорн назвал этот процесс билатеральным управлением – система управления автомобилем учитывает поведение задней машины. Весь фокус в том, как это происходит, всё очень просто, водителям остаётся только следить за сообщениями программы.
Хорн объясняет, что осторожные водители бессознательно следуют его уравнениям, соответствуя Правилам дорожного движения: они стараются поддерживать безопасное расстояние между автомобилями. Любые нарушения потенциально заканчиваются катастрофой.
Математическое доказательство для билатерального управления показывает, что если все автомобили поддерживают равные расстояния спереди и сзади, колебания системы будут устранены.
Недостатком системы можно признать необходимость тотального оснащения всех участников движения системой Хорна. Но дело может того стоить. Как замечает доцент кафедры гражданского строительства из университета Нью-Мехико Грег Ровангоулд: « Хорошо известно, что равномерный транспортный поток существенно снижает выбросы от транспорта, и внедрение системы Хорна может обойтись дешевле строительства новой полосы шоссе».
В данный момент профессор Хорн ведёт переговоры с заинтересованными сторонами в Китае о проведении масштабных испытаний своей системы на закрытых трассах.