Как показывает недавнее британское исследование, увеличение продолжительности рабочего времени вызывает усиленное чувство подавленности у женщин, но не сказывается на мужчинах.
Изыскания проводились учёными из Университетского колледжа Лондона и Лондонского университета королевы Марии; в них приняли участие более 20 тысяч взрослых людей. Результаты показали, что у женщин, которые работали более 55 часов в неделю, обнаружилось на 7,3 процента больше симптомов депрессии, чем у женщин со стандартной 35-40-часовой неделей.
Кроме того, выяснилось, что работа в выходные дни также связана с более высоким риском развития депрессии для обоих полов, но женщины, по-видимому, оказались сильнее подвержены ей – у них соответствующие признаки увеличились на 4,6 процента, в то время как для мужчин этот показатель составил 3,4 процента.
По наблюдениям учёных, женщины с удлинённым рабочим днём зачастую находятся в требующих напряжённого труда условиях, где доминируют мужчины. При этом им приходится брать на себя также домашние дела и заниматься воспитанием детей.
«Это исследование основывается на наблюдениях, поэтому, хотя мы и не можем установить точных причин, но знаем наверняка, что многие женщины сталкиваются с дополнительным бременем в виде выполнения большей доли домашнего труда, чем мужчины. В итоге всё это складывается в значительное общее рабочее время, что дополнятся постоянной спешкой и многочисленностью обязанностей», – прокомментировала ведущий автор исследования доктор Джилл Уэстон.
Кроме того, как пояснила доктор Уэстон, женщины, которые вынуждены работать большую часть выходных, обычно трудятся в сфере низкооплачиваемых услуг, что само по себе связано с более высоким уровнем депрессии.
По данным Фонда психического здоровья, среди британского населения в возрасте старше 16 лет с симптомами депрессии сталкивались 19,7 процента, причём для женщин этот показатель находится на более высокой отметке (22,5 процента) по сравнению с мужчинами (16,8 процента).
Принявшие участие в исследовании женщины с самого начала демонстрировали большую склонность к депрессии, чем мужчины, и сообщали о нарастании соответствующих признаков по мере увеличения продолжительности рабочего дня. В то же время у мужчин изначально наблюдалось меньшее количество симптомов, которые оставались на прежних уровнях, даже когда рабочее время возрастало до 55 часов в неделю и выше.
Исследование также показало, что мужчины проводят на работе больше времени, чем женщины. Кроме того, наличие детей сказывается на рабочих режимах представителей обоих полов, хотя и по-разному. В то время как матери, как правило, работают меньшее количество времени, чем женщины без детей, для мужчин ситуация оказывается прямо противоположной.
Периодически работать в выходные дни приходится двум третям мужчин и половине женщин. Те, кто работает каждые выходные или большую часть из них, чаще всего занимаются низкоквалифицированным трудом; такие люди менее удовлетворены своей работой и заработками, чем те, кто работает с понедельника по пятницу или с эпизодическим затрагиванием выходных.
Как отметила доктор Уэстон, женщины, в целом, более склонны к депрессии, чем мужчины, и исследование только подтвердило это.
Кроме того, было обнаружено, что независимо от режима работы наиболее выраженные депрессивные симптомы наблюдались у людей пожилого возраста, курильщиков, а также у лиц, имеющих более низкий уровень доходов, занятых тяжёлым физическим трудом и недовольных своей работой.
Доктор Уэстон также выразила надежду, что сделанные выводы побудят работодателей и политиков задуматься о том, как снизить нагрузку на женщин, которые работают сверхурочно или в ненормированном режиме, и усилить их поддержку. При этом важно не ограничивать возможности женщин работать, когда они этого хотят.
В заключение она добавила, что более щадящая трудовая деятельность может принести пользу как работникам, так и работодателям, причём это справедливо для обоих полов.
Отметим, что каждый год следствием тревожных расстройств, стрессов и депрессии является потеря 91 миллиона рабочих дней; по этим же причинам около 300 тысяч британцев ежегодно вынуждены бросать работу. Ущерб для бизнеса вследствие снижения производительности, отсутствия сотрудников по болезни и текучести кадров составляет 26 миллиардов фунтов стерлингов. В целом, проблемы с психическим здоровьем населения обходятся британской экономике в 105 миллиардов фунтов в год.