Когда мужчина и женщина играют в настольные игры или вместе проходят урок рисования, в их организмах вырабатывается окситоцин, также известный как «гормон объятий». Однако во время рисования у мужчин выделяется в два раза больше окситоцина, чем у женщин и у пар, играющих вместе в настольные игры — таковы результаты исследования, выполненного учеными Бэйлорского университета в Техасе.
«Мы ожидали противоположных результатов — полагая, что играющие в настольные игры будут больше взаимодействовать, так как им приходится обмениваться информацией в ходе игры и использовать общие стратегии, или потому что они соревнуются между собой, и по причине более активного общения у них будет выделяться больше окситоцина — гормона, связанного с ощущением привязанности и семейной сплоченности», — говорит профессор Карен Мелтон.
Также ожидалось, что занятые рисованием пары уделяют больше внимания учителю и холсту, чем своему партнёру — однако они чаще соприкасались друг с другом, чем пары, играющие в настольные игры.
«Обычно урок рисования не рассматривается как интерактивное свидание с партнером. Но иногда рисующие пары сближались еще больше, обнимая своего партнера или просто говоря ему: «хорошая работа», — сказала Мелтон.
Это первое исследование, призванное выяснить, как разные виды досуга связаны с выработкой окситоцина.
«Важным результатом было то, что при совместной игре окситоцин вырабатывается у всех пар — и это благотворно влияет на взаимоотношения. При этом у мужчин на уроках рисования выделялось в 2-2,5 раза больше окситоцина, а значит некоторые занятия более благотворны для мужчин, чем для женщин, и наоборот».
Также обнаружилось значительное влияние окружения, когда в новой обстановке или на каких-то других занятиях у пар вырабатывалось больше окситоцина, чем в привычном, домашнем окружении. Это показывает, что новизна способна быть важным фактором в планировании свиданий.
В исследовании приняли участие 20 пар в возрасте от 25 до 40 лет. Пары случайным образом распределили в группы, где каждой были предписаны совместные занятия длительностью один час — вечер с настольными играми или урок рисования. Первая группа играла в настольные игры в знакомой домашней обстановке, и при этом не было посторонних; они выбрали знакомые игры, не требующие обучения — карты, шашки, шахматы, домино, «Монополию» и игры со словами.
Другая группа занималась рисованием в студии. Они рисовали простой пляжный пейзаж, указывая свои инициалы на песке.
Измерялось содержание окситоцина в моче участников до и после занятий. Также участники ответили на шесть вопросов, касающихся степени их знакомства с выполняемыми заданиями и уровня зрительных и физических контактов во время занятий.
«Это имеет значение для повседневной семейной жизни — найти простые, но значимые способы взаимодействия во время еды, прогулки, работы по дому, при выполнении домашнего задания с ребёнком или сидения на диване с планшетом», — считает профессор Мелтон.