Предыдущие исследования показали, что генетика играет важную роль в школьном обучении, при этом 58 процентов индивидуальных различий между учащимися в оценках на экзаменах обусловлены генетическими факторами. Однако до сих пор было неясно, какова роль ДНК в более поздний период жизни — после школы.
Чтобы выяснить, насколько выбор учёбы в университете был генетически предопределён, исследователи из Королевского колледжа Лондона обследовали 3 тысячи пар однояйцовых близнецов, а также 3 тысячи обычных людей в Великобритании.
Подпись к изображению: Гены на 51 процент определяют, захотят ли молодые люди пойти учиться в университет
В результате учёные обнаружили, что гены объясняют 57 процентов различий в результатах экзаменов на аттестат об общем среднем образовании и определяют 46 процентов разницы в успеваемости студентов университетов.
Они также установили, что на генетику приходится 51 процентов разницы в том, выбирают ли молодые люди учёбу в университете, и 57 процентов разницы в выборе конкретного университета.
Исследователи выяснили, что влияние так называемых общих факторов окружения — в основном, это семья и школа — на выбор поступления в университет. Оно составляет только 36 процентов, а оставшиеся 13 процентов процента учёные относят на счёт индивидуального выбора.
Однако влияние окружения со временем становится менее важным, и на успехи в учебе при выпуске влияют только генетика и личные способности студента (46 и 53 процента соответственно).
Доктор Злада Эйворич из Института психиатрии, психологии и нейробиологии, которая возглавляла исследование, сказала: «В отличие от средней школы, где учащиеся имеют тенденцию делиться образовательным опытом, университет предоставляет молодым людям больше возможностей быть независимыми и выражать свои интересы на основе их естественных способностей и наклонностей».
«Уникальная студенческая среда — новые друзья и новый опыт — объясняют различия в успеваемости в университете, а роль общей среды при этом становится менее значимой».
Поскольку оценки успеваемости у близнецов были почти идентичны друг к другу, по сравнению с обычными студентами, это означало, что разница в оценках обусловлена в большей мере генетическими факторами.
Результаты были опубликованы в журнале Scientific Reports.