Исследователи из Университета Сорбонны в Париже изучили данные по 1 тысяче 428 детях, принимавших участие во французском исследовании. Во Франции дошкольное воспитание в муниципальных учреждениях по уходу за детьми широко распространено, имеет хорошее качество и открыто для всех.
Исследователи уточнили, что во Франции почти все дети (97 процентов) начинают посещать дошкольное учреждение в возрасте до 3 лет, что дало ученым хорошую базу для изучения потенциального воздействия различных видов раннего ухода за детьми на их развитие. Учёные отслеживали эмоциональное развитие детей с рождения до восьми лет, а родители отвечали на вопросы анкеты, когда их детям было 3 года, 5 с половиной и 8 лет. Вопросы были сосредоточены на поведенческих и эмоциональных проблемах, в том числе на трудностях общения с друзьями, гиперактивности/невнимательности, поведении и социальных навыках.
Около 636 детей воспитывались нянями; 367 посещали государственные учреждения, а 425 воспитывались в семьях и/или друзьями. В целом у 16 процентов детей были проблемы с поведением, чуть более 15 процентов были гиперактивными или имели низкий уровень внимания, у 16 процентов были эмоциональные проблемы, у чуть менее 7 процентов были трудности в общении со своими сверстниками; и немного более 13 процентов имели плохие социальные навыки.
Исследователи обнаружили, что те, кто получал формальную помощь, были менее склонны испытывать эмоциональные и поведенческие проблемы и, скорее всего, имели лучшие социальные навыки. Дети, за которыми ухаживали родители, чаще имели поведенческие проблемы. Дети, которые посещали детский сад, ясли или центр дневного ухода в течение года или более, имели еще более низкие шансы заполучить эмоциональные проблемы, трудности в установлении дружеских отношений и плохие социальные навыки.
Похоже, что девочки больше получают больше от формального ухода за детьми, чем мальчики, потому что это связано с более замкнутым поведением у них и стремлением к хозяйственности. У мальчиков, посещающих детсад, было меньше эмоциональных проблем, чем у тех, за кем ухаживали родители, но было больше проблем с поведением.
«Доступ к высококачественному уходу за детьми в первые годы жизни может улучшить эмоциональное и познавательное развитие детей, предотвратить последующие эмоциональные трудности и способствовать просоциальному поведению», — завершают учёные свои наблюдения.
Профессор Кэрри Пахтер, директор Ноттингемского центра детей, молодежи и семьи при Университете Ноттингема-Трент, сказала, что она не удивлена результатами исследования.
«Воспитатели сфокусированы на социализации. Они видят в ней основу своей работы. И они имеют гораздо больший уровень подготовки, чем няни и члены семьи», — уточнила профессор Пахтер.
Результаты исследования были опубликованы в Интернет-издании Jornal of Epidemiology & Community Health.