Возможно, если вы когда-то соберётесь посмотреть кино, алгоритм службы потокового видео порекомендует блокбастер, сценарий которого написан искусственным интеллектом (ИИ), актёрами выступают роботы, а анимация и рендеринг выполнены алгоритмом глубокого обучения. Возможно даже, что сценарий этого фильма прочитал ИИ и посоветовал студии приобрести его.
Можно легко представить, как алгоритмы и роботы отправят киноиндустрию туда же, куда уходят работники промышленности и сферы услуг, и что артистическое кинопроизводство находится в предсмертной стадии. Однако это не применимо к киноиндустрии, наоборот — ИИ усиливает творческие возможности Голливуда, а не подавляет их.
Верно то, что некоторые профессии и занятия устаревают, по мере того, как компьютеры всё лучше справляются с ними. Специалисту по видеоэффектам больше не надо носить берет и уметь рисовать задник — студиям требуются инженеры, сведущие в тренировке алгоритмов глубокого обучения для выполнения рутинной работы, такой как доработка видеоэффекта или придание реалистичности цифровому персонажу. При этом творческие работники тратят меньше времени за компьютером на тщательное покадровое редактирование и могут заняться более интересными вещами, объясняет Даррен Хендлер, руководитель цифровой группы компании Digital Domain.
Так же, как компьютеры избавили мультипликаторов от необходимости вручную рисовать каждый кадр, продвинутые алгоритмы способны в автоматическом режиме применять сложные видеоэффекты. И в том и в другом случае аниматоры не остаются без работы.
«Мы обнаружили, что существует очень много рутинных задач, доступных ИИ, который способен выполнять их намного быстрее, высвобождая людям время для творческих задач, — говорит Хендлер. — Полагаю, появится много технологий, облегчающих актёрам представление фантастичных персонажей. Всё чаще актёры, играющий в групповых сценах, будут затем заменяться в этих сценах на аватаров, созданных с помощью компьютера».
Недавно группа Хендлера применила ИИ и другое изощрённое программное обеспечение, чтобы в фильме «Мстители: Война бесконечности» превратить актёра Джоша Бролина в персонаж Танос. Точнее, они использовали алгоритм ИИ, обученный на сканах лица Бролина в высоком разрешении, для отслеживания его мимики с точностью до морщинок, а затем с помощью другого алгоритма наложили отрисованное лицо на тело Таноса.
Такой подход позволяет объединить лучшее — высокое разрешение, получаемое с помощью кинокамеры, и более тонкую игру как результат работы актёра в окружении других актёров, а не в одиночку перед зелёным экраном. И хотя наложение лица обычно занимает недели, алгоритм машинного обучения компании Digital Domain справляется с этим почти в реальном времени, создав для Бролина как бы цифровое зеркало.
«Уже в первый день съёмок Бролин мог увидеть, как будет выглядеть и действовать его персонаж», — говорит Хендлер.
Да, эти алгоритмы способны быстро справляться с задачами, для выполнения которых требовались команды специалистов. При эффективном применении они способны обеспечить наилучшую производительность, точное редактирование, и самые продвинутые видеоэффекты из имеющихся на сегодня. И хотя самые продвинутые (то есть, дорогие) алгоритмы пока что ограничены применением только в блокбастерах студии Диснея, Хендлер считает, что со временем они станут нормой.
«Думаю, это найдёт повсеместное применение. Главное препятствие в том, что это требует совершенно другого подхода и образа действий, и люди пока определяются с тем, как заставить это работать». Но по мере того, как люди приобретают опыт тренировки машин на выполнение задач анимации, логично ожидать появления всё большего числа областей в кинопроизводстве, где найдёт применение ИИ.
«Машинное обучение пока ещё не нашло широкого применения, потому что у продюсеров пока нет достаточного понимания технологии, — говорит Хендлер. — Но мы уже видим проникновение глубокого и машинного обучения в весьма специфичные области. Это очень ново, и отлично от всего, что мы делали ранее».
Многие такие приложения уже появились. В январе Кристен Стюарт (да, та самая Белла Свон из «Сумерек») режиссировала короткометражный фильм в партнёрстве с корпорацией Adobe, задачей которой было создать нейронную сеть, делающую видеоряд похожим на импрессионистские картины, которые рисовала Стюарт.
Подпись к изображению: Тонкая настройка параметра u меняет степень сходства фильма с картиной в стиле импрессионизма
Между тем, студия Диснея создала роботов-акробатов, которых можно подбрасывать высоко в воздух, чтобы потом редактированием (возможно, с привлечением ИИ) придать им сходство с актёрами. Теперь актёры могут расслабиться, и сконцентрироваться на менее опасных эпизодах.
Но скоро ИИ в кинопроизводстве сможет продвинуться за пределы областей актёрской игры и редактирования — он сможет участвовать в принятии решения о производстве фильма. Бельгийская компания Scriptbook создала алгоритм, который по её утверждениям способен предсказать, проанализировав сценарий, окажется ли фильм коммерчески успешным.
Обычно работа со сценарием проводится силами киностудии — ассистентами и практикантами, причём последним по законам Калифорнии даже не надо платить. Чтобы оправдать расход $5000 против зачастую бесплатной работы людей, компания заверяет, что её алгоритм в три раза лучше предсказывает кассовый успех, чем читающие сценарий люди. Также компания заявляет, что она не рекомендовала бы Sony Pictures снять 22 из их самых заметных кассовых провалов за последние три года, что сэкономило бы компании миллионы долларов.
Scriptbook пока не отвечает на вопросы, касающиеся их технологии и ограничений алгоритма, но известно, что ИИ способен предсказать рейтинг MPAA (возрастное ограничение), определить, кем являются персонажи и какие эмоции они выражают, а также обрисовать целевую аудиторию сценария. Также он может определить, пройдёт ли сценарий тест Бекдел — минимальное требование к представлению женщин в произведениях. Также алгоритм способен определить, достаточно ли разнообразен подбор персонажей фильма, хотя следует отметить, что многие сценарии не упоминают расу персонажа.
Конечно, всё это могут делать и люди, читающие сценарий. И написанный человеком отчёт о сценарии включает обстоятельное резюме и рекомендации, стоит ли конкретной студии, в зависимости от её специфики и аудитории брать этот сценарий в работу. При имеющихся у ИИ сложностях в эмоциональных аспектах, маловероятно, что Scriptbook обеспечит такой же уровень всестороннего анализа, как и человек. Но всё же компания сама предположила использовать систему для помощи рецензентам сценариев, а не как их замену.
Алгоритм поможет людям основать анализ сценария на безэмоциональных, надёжных данных. Хотя может показаться, что здесь в большой мере необходим творческий подход человека, инструменты наподобие Scriptbook помогут студиям принимать лучшие финансовые решения.
Автоматизированное будущее Голливуда не означает устранение человека из процесса (разве что такое решение будет принято власть предержащими). Скорее, Хендлер ожидает будущее, в котором творческие работники продолжают творить, работая совместно с экономящими их время машинами, выполняющими рутину и упрощающими работу.
«Мы всё ещё вырабатываем пути приложения машинного обучения к различным задачам, — говорит Хендлер. — В ближайшие два-три года мы ожидаем резкий рост скорости операций в области видеоэффектов, как и улучшение качества».